Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 7:30 (на китайском языке) и в 9:15 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:00 утра.

Главная → Статьи

Статьи

Эволюция традиционных колоколов древнего Китая

Мы публикуем серию статей, посвященных истории древних китайских колоколов. Автор – Олег Иванов – звонарь Китайского Патриаршего Подворья, исследователь, постоянный лектор русско-китайского культурного центра «Жар-птица» при Китайском Подворье:

«В моих выступлениях с лекциями о колоколах и колокольном звоне на Руси среди слушателей периодически возникает вопрос о колоколах иных культур и религий. Поскольку лекции проходят в клубе "Жар Птица" Китайского подворья, а Китай, по-видимому, был первым местом на земле, где металл ценили за его акустический потенциал и в конечном итоге использовали для изготовления музыкальных инструментов, я углубился в историю древних китайских колоколов. В этой публикации я представляю серию статей, в которых изложены результаты моей работы».

Статьи "Эволюция традиционных колоколов древнего Китая" (часть 1) и "Эволюция традиционных колоколов древнего Китая" (часть 2) представляют историю колоколов примерно от 2000 до 500 года до н.э. За этот период произошла эволюция от примитивных сигнальных колоколов военного назначения (колокольчик лин из чистой меди из гробницы 3296 в Таоси, Сянфэнь (Шаньси), датируется примерно 2000 г. до н.э.) через колокола лин (ling) и нао (nao) к колоколам юн-чжун (young-zhong) и ню-чжун (niu-zhong) и более поздним колоколам бо (bo). Помимо этого существовали ещё колокола чунью (chunyu), которые  нельзя генетически связать с каким-либо другим древним типом китайских колоколов. В процессе эволюции произошло революционное открытие феномена двухтоновости - создании колокола при ударе по которому в две разные точки воспроизводятся два разных тона, которых разделяет чистый музыкальный интервал, как правило большая или малая терция. Так колокола из источников мелодичного звенящего шума превратились в подлинные концертные инструменты из которых стали создаваться, что очень важно, гармонически согласованные колокольные наборы! Сначала это были небольшие наборы от трёх до восьми колоколов - 24 различных тона, выстроенных в гармонический звукоряд уже обеспечивал возможность для исполнения сложных музыкальных произведений. Но подлинной вершиной практического применения технологии литья двухтоновых колоколов стал набор из 65 колоколов обнаруженных в 1978 г. в провинции Хубэй в захоронении князя Цзэнхоу И  (Zenghou Yi), 5-й век до н.э. 

Эволюция традиционных колоколов древнего Китая (часть 1)

Несмотря на часто повторяющееся банальное мнение о том, что музыка - это универсальный язык, не нуждающийся в переводе, музыкальные практики и музыкальный дискурс, по сути, сильно зависят от культуры. Показательный пример - Древний Китай. Хотя настоящих музыкальных композиций периодов Шан и Чжоу не сохранилось, археологические открытия убедительно демонстрируют огромную важность музыки для элит Шан и Чжоу, которые вложили весьма значительные силы в развитие музыкальной культуры. Ценности и принципы, выраженные ритуальной музыкой, оставались центральными для последующей интеллектуальной истории Китая. Эта музыка, считалась наделенной сверхъестественной силой, намного превосходящей ее эстетическую привлекательность: ее звуки были связаны с космологией и, таким образом, с пророчествами. Об этом известно в основном из текстов Позднего Восточного Чжоу. Археология может помочь нам проследить до более ранних времен развитие инструментов и техник, с помощью которых реализовывались такие идеи. 

Самые ранние колокола и колокольные наборы

Металлургия, вероятно, изобретена не в Китае, но Китай был первым местом на земле, где металл ценили за его акустический потенциал и в конечном итоге использовали для изготовления музыкальных инструментов. С момента появления современной археологии (примерно столетие назад) в Китае было обнаружено более тысячи колоколов. Процесс, посредством которого колокольчики превратились из звенящих источников шума в настроенные многокомпонентные наборы колоколов, используемых для контролируемого воспроизведения музыкальных мелодий, был долгим и сложным, и он включал в себя две отдельные, хотя и переплетенные нити технологических изобретений: колоколов как таковых и наборов колоколов.  

Первые колокола были отлиты на севере Китая в период перехода от неолита к эпохе бронзы. Крошечный колокольчик лин (ling) из чистой меди из гробницы 3296 в Таоси, Сянфэнь (Шаньси) (Taosi, Xiangfen (Shansi)), датируемый ок. 2000 г. до н.э. - остается старейшим металлическим колоколом в мире и самым ранним полым литым металлическим предметом в Китае. В Таоси также были найдены керамические предметы подобной формы, которые, возможно, являлись прототипами медного колокола. В течение последующего периода Эрлитоу (Erlitou, I9-17 вв. до н.э.) такие колокольчики были отлиты из оловянной бронзы. Раскопки постоянно увеличивали количество образцов колоколов из типичного поселения Эрлитоу около Лояна (Хэнань) ( Luoyang (Henan)), где они, вероятно, и были произведены. В гробнице 3 в Эрлитоу один такой колокол (найден вместе с извилистым драконом, инкрустированным бирюзой) впервые был восстановлен вместе с нефритовым молоточком; во всех случаях, известных ранее, предметы, предназначенные для удара по колоколам либо утеряны, либо их связь с колоколом не учитывалась в процессе раскопок.

Наборы колоколов, использующие разницу в высоте тона между крупными и более мелкими образцами, засвидетельствованы с периода Позднего Шан (Аньян) ( Shang (Anyang, ок. 1300–1046 гг. до н.э.) и, вероятно, были изобретением Шан. В ту пору они обычно состояли из трех небольших бронзовых колокольчиков нао (nao), которые устанавливались на цилиндрических стержнях юн (yong) отверстием вверх, удары по ним производились деревянными молотками. Хотя различия в высоте тона ярко выражены, распределение нот в этих самых ранних наборах не демонстрирует какой-либо согласованности за исключением того, что иногда два тона в наборе разнесены на октаву. Но даже при этом важность такого изобретения не подлежит сомнению. 

Нао-колокола предположительно были разработаны на основе более ранних колоколов лин (ling), но когда и где это произошло - и, таким образом, дата и место изначального осмысления концепции набора колоколов - остаются пока неизвестным. Возможно что нао-колокола восходят к периоду Раннего/Среднего Шан (Эрлиган) (Shang (Erligang, примерно 1600–1400 гг. до н.э.), но эта идея остается гипотетической, поскольку до сих пор не было найдено никаких колоколов того времени (это связано с тем, что до сих пор не было обнаружено больших гробниц этого периода, где они, скорее всего, могли бы быть захоронены). Таким образом, на сегодняшний день разрыв между колоколами лин периода Эрлитоу и нао периода Аньян остается незаполненным.

Недавние раскопки увеличили количество трехкомпонентных наборов нао из центрального района позднего Шан в Аньяне (Хэнань) (Anyang (Henan)). Более того, они еще более ясно свидетельствуют о том, что такие нао-наборы довольно широко распространялись по всей территории, находящейся под контролем Аньянского государства.

Переход к наклонно подвешенным колоколам и открытие «феномена двухтоновости»

С точки зрения типологии колоколов, наиболее важным шагом в преобразовании наборов периода Аньян (Anyang) в более сложные наборы периода Чжоу (Zhou), был переход от колоколов нао, установливаемых отверстием вверх, к колоколам юн-чжун (yong-zhong), которые были подвешены таким образом, что отверстие было обращено вниз, а корпус колокола наклонен вперед к исполнителю. Для этого к цилиндрическому стержню нао были добавлены два элемента: сюань (xuan), выпуклый выступ возле плоской вершины ву (wu) колокола; и во (wo) - кольцо или крючок, прикрепленный к центральной оси лицевой стороны колокола. Сюань, возможно, сначала служил для стабилизации большого нао, установленного отверстием вверх (поэтому колокольчики с сюань, но без во по-прежнему классифицируются как нао, а не как юн-чжун), но он также потенциально мог использоваться для подвешивания нао вертикально или наклонно с помощью веревок, изменяя ориентацию корпуса колокола. Добавление во еще больше облегчило такой способ установки, который является определяющим для юн-чжун.

Последовательное появление этих двух элементов (ву и во) можно проследить на колоколах, периодов Позднего Шан и Раннего Западного Чжоу из местных традиций производства бронзы в бассейне реки Янцзы, которые культурно отличались от Шан и Чжоу. Результаты раскопок показывают, что развитие колоколов от нао до юн-чжун и открытие двухтоновости в этой части Китая, опирается на типологическую и стилистическую упорядоченность, соответствующую примерно периоду, объединяющему Среднего и Позднего Шан и период Раннего и Среднего Западного Чжоу, т.е. четыре столетия между 1350 и 950 гг. до н.э. Особенно большое количество ранних колоколов было найдено в долине реки Сянцзян (Xiang) в провинции Хунань, и недавние исследования значительно расширили понимание региональных культур бронзового века в этой части бассейна реки Янцзы. Однако найденные там колокола и другие изделия из бронзы местного стиля пока не могут быть однозначно сопоставлены ни с одним из идентифицированных местных культурных комплексов. Вероятно, небольшое количество литейных производств производило бронзу для множества различных местных групп; но до сих пор таких производств не обнаружено - они могли исчезнуть из-за эрозии и наводнения.

Первые металлурги бассейна реки Янцзы делали нао-колокола гораздо бо̀льших размеров, чем в Аньяне, некоторые из них превышали 1 м в высоту. Их использование, похоже, также было совершенно другим: тогда как наборы нао, найденные в царстве Шан встречаются в гробницах вместе с наборами бронзовых сосудов, что указывает на контекст жертвоприношения предков, ранние нао юн-чжун, произведенные в бассейне реки Янцзы, захоранивали иногда вместе с другими бронзовыми предметами - в кладах, далеко от кладбищ и мест проживания людей. Другим очевидным отличием от Аньяна является то, что колокола из бассейна реки Янцзы никогда не изготавливались как отдельные наборы, хотя иногда несколько колоколов захоранивались вместе. 

   

Предположительно увеличение размера южного нао способствовало открытию «феномена двух тонов»: способности колокола с миндалевидным поперечным сечением вибрировать в двух различных режимах, различающихся по высоте тона, в зависимости от того, были ли нанесен удар по центру лицевой стороны колокола («А-тон» - суй (sui)) или в точке посередине между центром или линией угловатого миндалевидного профиля колокола («В-тон» - гу (gu)). На то, что двухтоновый феномен был использован в самом раннем юн-чжуне из региона Среднего Янцзы, указывает наличие небольших маркеров для ударной точки B-тона и, возможно, размещение симметричных групп выступов мэй (mei) на частях стенок колокола около вершины большого нао и практически на всех колоколах юн-чжун из бассейна реки Янцзы, которые, возможно, предназначались для гашения негармоничных обертонов, вызванных вибрациями этой части корпуса колокола. Чтобы максимизировать слышимость двух различных тонов, необходимо точно ударить в соответствующие точки - в частности, точку B-тона. Этому способствовало подвешивание колокола с наклоном к исполнителю - так было намного легче попасть точно по А- и В-точкам, чем в случае вертикально установленного нао. Поэтому считается вероятным, что переход от нао к юн-чжун мог быть мотивирован открытием «феномена двух тонов» и желанием использовать его при исполнении музыки.

В конце 20-го века казалось очевидным, что

  1. обнаруженные археологами нао-колокола типа, найденного в центральной части территорий Шан и Чжоу, не имели ни во, ни сюань;
  2. в бассейне Хуанхэ не было обнаружено крупногабаритных нао с орнаментом, напоминающим орнамент самого раннего юн-чжун;
  3. юн-чжун, найденный в этом регионе, имел явно южные стилистические черты.

Следовательно, казалось разумным предположить, что переход от нао к юн-чжун и открытие двухтонового явления имели место в регионе Среднего Янцзы. Можно предположить, что после импорта этих южан в центральную часть Чжоу производители колоколов в этой части Китая также начали отливать колокола такого типа, продолжая или возрождая интерес позднего Шан к колоколам и собирая их в акустически все более сложные наборы колоколов юн-чжун. Однако археологические открытия последних десятилетий подняли некоторые вопросы по этому поводу. Во-первых, очевидный разрыв, который, казалось, существовал между нао периода Аньян и появлением в конце периода Раннего Западного Чжоу в бассейне реки Хуанхэ первых колоколов юн-чжун в стиле бассейна реки Янцзы был закрыт: теперь ясно, что нао продолжали использоваться (и, предположительно, изготавливаться) в центре Чжоу во времена Западного Чжоу. Кроме того есть убедительные свидетельства того, что в этот период использовались и наборы колоколов нао.

Неожиданным открытием, которое опровергает предыдущий рассказ о развитии колоколов, ориентированном на Южный Китай, является тот факт, что простые нао-подобные колокола из одного из двух наборов найденных на кладбище правителей Ба (Ba) Дахэкоу, Ичэн (Шаньси) (Dahekou, Yicheng (Shanxi)) содержат сюань и во. Таким образом, типологически это не нао, а юн-чжун - но такого рода, которого раньше не обнаруживали - эти колокола меньше, чем самый ранний юн-чжун из бассейна Среднего Янцзы, и в них отсутствует характерная для юн-чжун схема орнамента с симметрично расположенными группами выступов, а также ударные точки B-тона. Их совместное присутствие в одной гробнице с набором из трёх колоколов, который соответствует типологическим характеристикам нао периода Аньян, свидетельствует о том, что, по крайней мере, в течение некоторого времени нао и юн-чжун использовались совместно. Теперь типологические различия между нао и юн-чжун из бассейна Хуанхэ кажутся менее строгими, чем предполагалось ранее; по-видимому, существовали и промежуточные формы. 


Колокола маркиза Су из Цзинь, правления короля Ли, Западная Чжоу (середина 9 века до н.э.)

Нао-подобный юн-чжун из гробницы в Дахэкоу может быть истолкован как попытка литейщиков из Чжоу подражать нововведениям в установке колоколов и, возможно, использовать двухтоновый феномен, который впервые был применён при изготовлении одиночных колоколов в регионе Средней Янцзы. Но с учетом вышесказанного также можно предположить, что преобразование установленного вверх нао в наклонно подвешенный юн-чжун произошло на литейном производстве в бассейне реки Хуанхэ, ориентированном на использование «двутонового феномена», и что эти нововведения были затем постепенно адаптированы литейщиками из Средней Янцзы к своей региональной продукции. В любом случае, поскольку дата гробницы №1 в Дахэкоу очень близка к дате трансформации большого нао-юн-чжуна в регионе Среднего Янцзы, информация, казалось бы, была передана довольно быстро; и каким бы ни было первоначальное направление влияния, несомненно, что повсюду в центре Чжоу маленькие колокольчики нао периода Аньян, вскоре были полностью заменены более крупными юн-чжун, привезенными с юга.

Если бы сюань и во были северными инновациями, то вклад Южного Китая в сложные колокола, отлитые в центральной части Чжоу, начиная с поздних времен Западного Чжоу и далее, был бы существенно ограничен (а) увеличением размера колокола и (б) изобретением схемы украшения с симметричными группами выступов, которые, как мы видели, могли быть акустически мотивированы, и в конечном итоге стали знаковым признаком всех музыкальных колоколов. Если это правда, это еще больше подтвердит мнение о том, что производители колоколов в бассейне реки Янцзы преимущественно интересовались одночными колоколами, в то время как их коллеги из центральной области династий Шан и Чжоу в бассейне Желтой реки (Хуанхэ) были сосредоточены на наборах колоколов. Однако пока нет полной уверенности в справедливости этого противопоставления. Например, тот факт, что до сих пор нао с изображением сюань, но без во, были археологически раскопаны только на юге, может указывать на то, что эти два компонента были изобретены один за другим в этом регионе. С другой стороны, поскольку нет внутренней причины, по которой сюань и во не могли быть созданы единовременно, их постепенное появление в бассейне Среднего Янцзы также можно интерпретировать как свидетельство того, что производители колоколов этого региона, пусть медленно и неуверенно, но приняли новый способ установки колоколов, разработанный в центре Чжоу. В качестве третьей альтернативы возможно даже предположить, что литейщики в бассейне Среднего Янцзы изобрели сюань, чтобы стабилизировать свои крупногабаритные нао, тогда как их коллеги в центральной части Чжоу адаптировали эту конструктивную особенность для облегчения нового способа установки колокола. Остается надеяться на дальнейшие открытия, которые могут разрешить этот вопрос.

Очевидно, что открытия в Дахэкоу иллюстрируют ситуацию, когда новые археологические материалы внесли значительные новые сложности в ситуацию, в которой раньше все казалось достаточно ясным. 

Сигнальные колокола периода Западного Чжоу

Два нао-подобных колокола, образующие третий набор из гробницы 1 в Дахэкоу, отличаются от других тем, что их тела вертикально более вытянуты, а стержни длиннее и массивнее. Специалисты рассматривают эти образцы как важные новые свидетельства, подтверждающее происхождение чжэн (zheng), хорошо известного типа сигнальных колоколов с молотком, используемых в войне, от нао-колоколов периода позднего Шан и Раннего Западного Чжоу. Осознание такой связи является неотъемлемой частью того факта, что в традиционном китайском антикварном использовании, а еще совсем недавно и в Японии, термин чжэн использовался для обозначения как колоколов, называемых здесь нао, так и собственно колоколов чжэнЧжэн-колокола упоминаются вместе с другими сигнальными колоколами в текстах периода Восточного Чжоу. Поскольку два нао-подобных колокола третьего набора из гробницы 1 в Дахэкоу напоминают более поздние чжэн по своим пропорциям и особенностям, их также можно классифицировать как чжэн, и если это так, то они вполне могут быть самыми ранними сохранившимися образцами этого вида колоколов.

Колокола, очевидно, пригодились для использования в качестве сигнальных устройств в немузыкальном контексте, и такие функции, вероятно, восходят к самым ранним стадиям их развития. Их использование в войне в период Западного Чжоу согласовывается с тем фактом, что применение бронзы - материала, использование которого в то время было чрезвычайно ограниченно - разрешалось в вооружении и для снаряжения лошадей и колесниц.

По-видимому наиболее древний образец колокола чжэн был найден в гробнице 1052 в Шанцунлине, Санмэнься (Хэнань) (Shangcunling, Sanmenxia (Henan)), месте захоронения высокопоставленного представителя рода Го (Guo), датируемой 8 веком до нашей эры; по форме он напоминает нао-колокола из Аньяна. Другой чжэн примерно того же периода - более узких пропорций, с длинной угловатой ручкой и украшенный изображениями животных - недавно был обнаружен в гробнице 27 в Ляндайцуне, Ханьчэн (Шэньси) (Liangdaicun, Hancheng (Shaanxi)), гробнице главы рода Жуй (Rui). Он был расположен рядом с самым ранним известным образцом чунью (chunyu) - сигнальным колоколом другого типа. Основываясь на распространении колоколов таких типов в более поздние периоды, некоторые ученые ранее полагали, что чунью имели периферийное (либо юго-восточное, либо юго-западное) происхождение, но это теперь кажется сомнительным. Точно также идея о том, что характерная округлая форма чунью указывает на то, что они произошли от керамических сосудов или, возможно, от гончарных барабанов, остается необоснованной. Что остается определенным, так это то, что чунью нельзя генетически связать с каким-либо другим древним типом китайских колоколов.

Третий археологически идентифицируемый класс сигнальных колоколов, упомянутых в текстах Восточного Чжоу, дуэт - напоминающий чжэн колокольчик с цилиндрическим стержнем, представленный в археологических записях Западного Чжоу единственным экземпляром из гробницы 1B периода Среднего Западного Чжоу - кладбища в Жуцзячжуан, Баоцзи (Шэньси) (Rujiazhuang, Baoji (Shaanxi)). Он красиво украшен орнаментом с изображенем животных и резьбовым рельефом. Логично, что такие пары были бы очевидной типологической связью между самыми ранними колокольчиками лин и нао, замеченными в период Аньян, но не было найдено ранних образцов, которые могли бы подтвердить такое происхождение.

Тем не менее, основываясь на имеющихся в настоящее время доказательствах, можно с гораздо бо̀льшей уверенностью, чем два десятилетия назад, заявить, что весь спектр сигнальных колоколов, упомянутых в текстах Восточного Чжоу, можно проследить до времен Западного Чжоу, а в случае чжэна даже к Раннему Западному Чжоу. Также более ясно, чем ранее, что их развитие было связано с развитием музыкальных колоколов, с которыми они иногда встречаются вместе. Если эта интерпретация двухчастного набора нао-подобных колоколов из гробницы 1 в Дахэкоу как пары чжэн верна, то их совместное появление с двумя наборами из трёх колоколов составило бы самый ранний известный пример такой комбинации военных и музыкальных колоколов. И в гробнице 1052 в Шанцунлине, и в гробнице 27 в Ляндайцуне, наряду с вышеупомянутыми сигнальными колоколами, были наборы музыкальных колоколов, и есть много более поздних примеров таких сочетаний - вплоть до периода Хань. Помимо поля битвы, военные колокола, возможно, также использовались при исполнении танцев на военную тематику, упомянутых в некоторых ранних текстах.

Читайте продолжение в части 2

Использованная литература

  1. Lothar von Falkenhausen. The Earliest Chinese Bells in Light of New Archaeological Discoveries, in "Reading the Signs: Philology, History, Prognostication", ISBN 978-3-86205-615-6, IUDICIUM Verlag GmbH München 2018
  2. Yang Liu, Bronzes of the South: Recent Discoveries from Yejiashan in Suizhou, 2017, Orientations
  3. Robert W. Bagley, “Percussion” in Music in the Age of Confucius, ed. Jenny So (Seattle; University of Washington Press, 2000), pp.35-63
  4. Alain.R.Truong, An archaic bronze bell (bo), Western Zhou dynasty (c. 1046 – 256 BC)
  5. Shen, Sinyan, Acoustics of Ancient Chinese Bells, Scientific American, 256, 94 (1987) 

Эволюция традиционных колоколов древнего Китая (часть 2)
Распространение и адаптация юн-чжун (yong-zhong) в северном направлении

С довольно раннего времени, во времена Западного Чжоу, литейщики Чжоу стали рассматривать использующие «двухтоновый феномен» более крупные колокола юн-чжун, впервые появившиеся в регионе Среднего Янцзы, как более подходящие для изготовления колокольных наборов, чем традиционные нао-подобные колокола. Поэтому в какой-то момент в период Западного Чжоу нао Аньянского типа и их типологические потомки были полностью вытеснены импортированными юн-чжун южного типа, а вскоре после этого мастерские по изготовлению бронзы в центре Чжоу начали производить такие колокола. Интересно, что такие имитации долгое время сохраняли не только форму и типологические особенности, но и геометрическую орнаментальную стилистику своих южных образцов с их абстрактными орнаментами из спиралей; они резко контрастируют с другими изделиями литейных цехов Чжоу того же периода, которые несут зооморфный орнамент в традициях Шан и Раннего Западного Чжоу. Такие колокола в южном стиле продолжали изготавливаться в центре Чжоу и в период Позднего Западного Чжоу, о чем свидетельствуют надписанные образцы.

Китайские исследователи Лу Ляньчэн (Lu Liancheng) и Ху Чжишэн (Hu Zhisheng) определили самый древний экземпляр набора из трёх колоколов в стиле Средней Янцзы в центральном Чжоу в гробнице 7 в Чжуюангоу, Баоцзи (Шэньси) (Zhuyuangou, Baoji (Shaanxi)), который они датировали поздней периодом Раннего Западного Чжоу. Они украшены в двух разных стилях, истоки которых можно проследить в нао и юн-чжун из региона Средней Янцзы: в то время как два больших колокола имеют ряды маленьких шпилек, обрамляющих пространство вокруг восемнадцати выступов на двух лицевых сторонах колоколов, самый маленький колокольчик имеет простые линии, выступающие с рельефной резьбой; в этом колоколе также отсутствует спиралевидный орнамент, видимый на двух более крупных образцах. Можно предположить, что эти три колокола изначально не были изготовлены как набор, а объединялись отдельно. Другие наборы, принадлежащие периоду Среднего Западного Чжоу, столь же разнородные по внешнему виду, были обнаружены в гробнице 1B в Жуцзячжуане, Баоцзи (Шэньси) (Rujiazhuang, Baoji (Shaanxi)) и Пудуцуне, Чанъань (Шэньси) (Puducun, Chang’an (Shaanxi)) в первом из них проявляется то же самое различие в орнаменте, наблюдаемое в наборе из гробницы Чжуюаньгоу (Zhuyuangou), тогда как в последнем все три колокола равномерно украшены рядами небольших шпилек. В настоящее время невозможно определить, были ли эти колокола изготовлены на месте или импортированы из региона Среднего Янцзы; что несомненно, так это то, что они выглядят в точности как современные им юн-чжун из этого региона. Измерения тона не могут показать какой-либо регулярности в распределении нот от набора к набору, но они свидетельствуют о зарождающейся заботе о передаче октавных соотношений и тонов пентатоники.

Ещё в конце 20-го века было известно о двух четырехкомпонентных наборах колоколов южного стиля в центральной части Чжоу (из клада колоколов линии Шань (Shan) в Янцзяцуне, Мэй Сянь (Шэньси) (Yangjiacun, Mei Xian (Shaanxi)) и из клада 2 в Мавангцуне, Чанъань (Шэньси) (Mawangcun, Chang’an (Shaanxi)). Недавно в бассейне реки Янцзы в культурном контексте Чжоу был обнаружен еще один, еще более важный набор из четырёх колоколов юн-чжун, который стоит обсудить отдельно.

Коридор Суйцзао (Suizao) который соединяет современный юг Хэнани с центральной частью Хубэя через горы Тонбай, был одним из самых важных ранних транспортных маршрутов из бассейна Среднего Янцзы в центр Чжоу. Как свидетельствуют обширные археологические находки, сделанные в течение последних десятилетий, южный участок коридора Суйцзао в современной провинции Хубэй управлялся со времен Раннего Западного Чжоу, по крайней мере, до периода Ранних Воюющих Царств местным государством Цзэн (Zeng), что, однако, практически не подтверждено в имеющихся исторических текстах. Из надписей на изделиях из бронзы известно, что правящая линия Цзэн была связана с кланом Цзи (Ji); по всей вероятности, это была младшая ветвь королевской семьи Чжоу, которую послали поселиться в этом регионе, чтобы утвердить контроль Чжоу над его южными окраинами. Культурные остатки Цзэн однозначно принадлежат Чжоу; в частности, форма, обстановка, способ захоронения и погребальные принадлежности гробниц Цзэн явно и, несомненно, намеренно контрастируют с традициями коренных народов региона Среднего Янцзы.

Самая древняя из обнаруженных до сих пор гробница правителя Цзэн - возможно, представляющая первое поколение присутствия Цзэн в этой области - это гробница 111 в Ецзяшане, Суйчжоу (провинция Хубэй) (Yejiashan, Suizhou (Hubei)) датируемая периодом Раннего Западного Чжоу. Большая часть изделий из бронзы, захороненных в этой гробнице, была произведена либо в мастерских в центральной области Чжоу, либо являются прямой имитацией предметов из Чжоу. Однако рядом с ними были найдены пять колоколов в стиле Среднего Янцзы, выровненных в ряд, очевидно, когда-то подвешенных к деревянной стойке, которая теперь разложилась: один колокол бо (bo) - большой вертикально подвешенный колокол со сложной подвеской и ровным ободом - и четыре юн-чжун. Колокола юн-чжун, очевидно, изготовлены не как набор, как и в двух случаях из Шэньси, рассмотренных выше, в двух из них основная схема украшения обрамлена рядами маленьких шипов, тогда как в двух других место шипов занимают кружочки, выполненные слабыми выпуклыми линиями. Тем не менее, сборка свидетельствует о беспокойстве по поводу совместного звучания колоколов, и их расположение на предполагаемой стойке предполагает, что пять колоколов использовались вместе в музыкальных представлениях. К сожалению, пока нет доступных измерений тонов, которые позволили бы сравнить их с современными им наборами юн-чжунов южного стиля, найденными в центре Чжоу.

И юн-чжун, и бо из Среднего Янцзы были введены в культурное ядро Чжоу во время Раннего и Среднего Западного Чжоу; их присутствие в этом географически промежуточном месте свидетельствует об их вероятном пути передачи. Возможно те, кто использовал их в Цзэн, первыми включили эти колокола в стандартные наборы ритуальных предметов в стиле Чжоу, практика, которая впоследствии также прижилась в центральном регионе Чжоу, что привело к упадку более древних нао-подобных колоколов. Их связь с высокопоставленными аристократами Чжоу сигнализирует о социальном контексте, в котором происходила передача; можно представить себе, например, что местные правители в областях с легким доступом к южным литейным мастерским, такие как князь Цзэн, преподносят колокола в качестве подарков, чтобы укрепить политические и/или родственные связи со своими сверстниками и начальниками в политических центрах Чжоу. 


Карта Китайской равнины, Период Воюющих Царств, V век до н.э. 

Краткий экскурс по колоколам Бо

Колокол бо из гробницы 111 в Ецзяшане на сегодняшний день является самым древним известным экземпляром, обнаруженным в контексте Чжоу. Отличается выступающими боковыми выступами в виде двух нисходящих тигров и передними в форме длиннохвостой птицы; монументальная морда животного, заполняющая центральное декоративное панно, окаймлена горизонтальными полосами больших выступающих круглых выступов, чередующихся с углубленными крестообразными формами. Подвес в форме перевернутой буквы U имеет тонкую поперечную стойку. Более полудюжины одиночных колокольчиков точно такой же формы и украшения, лишь незначительно различающихся по своим пропорциям, хранятся в музейных коллекциях по всему миру; происхождение большинства из них не определено точно, однако, по крайней мере один экземпляр из провинциального музея Хунань прибыл из долины реки Сян. Орнамент также выполнен в стиле литейных цехов в бассейне Среднего Янцзы. 

   

Будучи введенным в центр Чжоу, бо, как и юн-чжун, в конечном итоге стали объединяться в наборы; случайно или нет, но все наборы из раннего периода Весен и Осеней состоят из трех экземпляров. Самый древний из этих наборов происходит из уже упомянутого клада в Янцзяцуне и датируется поздним западным Чжоу; он был найден вместе с набором юн-чжун. Подвесное устройство дополнено парой скульптурных птиц, а большая маска в центральной части была преобразована в двух стоящих лицом к лицу животных, показанных в профиль. Другой набор из трех бо был недавно обнаружен вместе с восьмикомпонентным набором юн-чжо и набором камней в яме для музыкальных инструментов возле гробницы правителя Цинь середины восьмого века до н.э. в Дабуцзышане Ли Сянь (Ганьсу) (Qin at Dabuzishan, Li Xian (Gansu) Эти три бо еще более сложны, их фланцы состоят из переплетенных драконов, центральный декор состоит из нескольких извилистых драконов, а круглые выступы в окаймляющих полосах заменены ромбовидными. Надпись на них гласит:

Я Владыка Цинь, делаю драгоценные гармонирующие колокола вместе с их тремя бо-колоколами. Их звук - tuotuoyongyong [звукоподражание от слова «tung,tung»]. Да воссяду я, владыка Цинь, прочно на моем троне, [наслаждаясь] долголетием в течение десяти тысяч лет без ограничений.

Это самое раннее свидетельство имени колокола бо в надписи. Большие колокола этой формы были изготовлены в Цинь в некотором количестве во время перехода от Западного Чжоу к периоду Весен и Осеней; помимо нескольких неподтвержденных примеров, еще один набор из трех штук, со знаменитой длинной надписью, взят из ямы с музыкальными инструментами с, как теперь считается, кладбища правителей Цинь начала седьмого века до нашей эры в Тайгунмяо, Баоцзи (Шэньси) (Taigongmiao, Baoji (Shaanxi)). Недавние открытия из гробницы 111 в Ецзяшане наводят на мысль о последовательной связи раннего бо с колоколами юн-чжун в культурном контексте Чжоу. В среднем колокола бо больше, чем юн-чжун, и имеют более сложный орнамент; все вышеперечисленные особенности бо, относятся к заметно более высокому социальному уровню, чем те, где были обнаружены только у юн-чжун. Очевидно, по сравнению с юнчжун, бо должен был обладать более высоким авторитетом.

   
Гробница M111 при раскопках и набор колоколов, состоящий из одного бо (M111: 5) (вверху слева) и четырёх чжонов (M111: 7-8, 11 и 13), ранняя западная династия Чжоу (ок. 1046–771 до н. э.) Ецзяшань, Суйчжоу, провинция Хубэй

Дополнительные замечания о южных колоколах (по статье Роберта В. Бэгли)

В острой и провокационной статье [3] Роберт В. Бэгли (Robert W. Bagley) обесценивает важность Аньянских наборов колоколов нао в развитии колокольных наборов в Китае, подчеркивая вместо этого вклад региона Среднего Янцзы.

По его мнению, происхождение сложных колоколов, изготовленных в центральной части Чжоу, начиная с периода позднего Западного Чжоу, следует проследить не до наборов нао периода Аньян, а до кладов в бассейне Среднего Янцзы, в которых были объединены несколько первоначально раздельных колоколов местного производства. Наибольшее количество нао в стиле Среднего Янцзы, когда-либо найденное в одном месте - десять экземпляров - происходит из клада в Лаолянцане, Нинсян (Хунань) (Laoliangcang, Ningxiang (Hunan)), что, вероятно, относится к времени, совпадающему с переходом от Шан к Чжоу. В то время как одно из этих нао отличается стилистически, девять других имеют очень похожий декор из многослойных завитков. При более внимательном рассмотрении выясняется, что все же они были изготовлены по отдельности, а не в комплекте. Все они довольно близки по размеру, и их зарегистрированные измерения тона находятся в пределах одной квинты.

Бэгли интерпретирует измерения тона колоколов Лаолянцан как попытку составить хроматическую гамму с использованием А-тонов (тоны B остались еще не использованными), но по мнению Лотара фон Фалькенхаузена это кажется неубедительным - трудно представить себе музыкальную полезность хроматической последовательности нот, сгруппированных в одну квинту. Скорее, чем из акустических или музыкальных соображений мотив захоронения этих десяти колоколов вместе, вероятно, был больше связан с демонстрацией богатства и щедрости, или он мог отражать коллективные жертвенные усилия разных людей или групп (возможно, также, что клад Лаолянцан был просто местом хранения колоколов). То, что собрания колоколов, подобные тому, что в Лаолянцане, могли быть предшественниками сложных колокольных наборов позднего западного Чжоу, кажется очень маловероятным. Напротив, гораздо менее обширные трехкомпонентные комплексы юн-чжун среднего Янцзы, обнаруженные в центре Чжоу, при всех их несовершенствах, обычно охватывают по крайней мере одну октаву; при этом они, кажется, использовали «двухтоновый феномен» и, как уже упоминалось, они демонстрируют зарождающееся предпочтение тонам пентатонической гаммы. В свете недавно обнаруженных наборов нао и нао-подобных юн-чжун в центре Чжоу, теперь кажется очевидным, что, несмотря на утверждения Бэгли, прецедент нао-наборов Аньянского периода следует рассматривать в высшей степени актуальным для этих усилий. Другими словами, теперь мы можем быть более уверены, чем двадцать лет назад, в том, что наборы Аньянских нао находятся на непрерывной линии развития, ведущей к изощренным наборам юн-чжун периода позднего западного Чжоу.
Тем не менее, Бэгли, вероятно, прав, когда указывает на неоднородную природу многих ранних комплексов юн-чжун, обнаруженных в центре Чжоу. В самом деле, теперь мы понимаем, что даже некоторые тщательно продуманные наборы колоколов юн-чжун периода Позднего Западного Чжоу были собраны с использованием уже существующих колоколов; но вместо того, чтобы быть единственным средством для формирования наборов колоколов из отдельных колоколов, такой подход следует рассматривать как существовавший одновременно с развитием все более сложных техник, позволяющих отливать колокольные наборы с нуля.

Традицию литья колоколов в бассейне Среднего Янцзы иногда приписывают древнему царству Чу (Chu), типично южному государству в ранней истории Китая. Два недавних археологических открытия имеют отношение к обсуждению этого вопроса, и оба вызывают скептицизм. Один из них представляет собой богатый тайник из Ваньфунао, Чжицзян (Хубэй) (Wanfunao, Zhijiang (Hubei)), похожий по своей природе на тот, что находится в Лаолянцане, но содержащий юн-чжун типа Среднего Янцзы, но не нао. В нем было не менее тринадцати колоколов, некоторые из которых сейчас находятся в очень фрагментированном состоянии. Судя по неоднородности их украшения, эти колокола явно не были сделаны как набор, не говоря уже соответствии стандартам тональной согласованности колоколов из наборов периода Позднего Западного Чжоу из центральной части Чжоу. Эти колокола имеют все три наиболее распространенных орнамента, которые можно было увидеть на раннем юн-чжуне в регионе Среднего Янцзы: два характерных ряда маленьких шипов, окружающих выступы, шесть колоколов имеют прекрасный рельефный декор с кольцами, а четыре, включая один экземпляр с надписью, имеют декор в виде широких утопленных линий (который также появляется на плоской верхней панели большинства других колоколов, что указывает на то, что этот тип декора стал стандартным вариантом по умолчанию). Тот факт, что на некоторых из этих колоколов полная версия их украшения встречается только на лицевой стороне, а упрощенные версии украшают реверс, связывает эти колокола с более поздними местными изделиями из бассейна реки Янцзы и районов расположенных южнее ( предположительно позднее 800 г. до н.э.)

На одном из юн-чжун из Ваньфунао есть надпись, в которой упоминается член правящей семьи Чу. В нем описывается дар колоколов младшим членом правящего дома Чу своему правителю:

 "Драгоценные колокола Младшего из Чу. Внук преподносит их как дань уважения Патриарху. Пусть Патриарх через них получит счастье на десять тысяч лет."

Ясно, что эти колокола датируются временем, когда правитель Чу еще не принял королевский титул и назывался просто «Патриархом» (gong), если верить традиционной историографии - до 740 г. до н.э. Выражение «Младший из Чу» могло относиться либо к младшему сыну правителя Чу, либо к самой младшей ветви правящего дома Чу. 

Этот колокол является самым ранним бронзовым предметом с надписью, упоминающей  Чу и найден он был в месте, которое стало ядром царства Чу во времена Восточного Чжоу. Было бы заманчиво утверждать, что такие колокола типа Среднего Янцзы, должно быть, были изготовлены литейными мастерскими в Чу. Однако даже поверхностный осмотр показывает, что процитированная выше надпись была вырезана сзади, а не отлита вместе с колоколом; и поэтому не может доказать какую-либо подобную связь. Вместо этого мы можем иметь дело с примером присвоения Чу предметов местного производства, возможно, в контексте насилия. По всей вероятности, политический центр Чу в то время еще не располагался вдоль реки Среднего Янцзы, а был где-то гораздо ближе к сердцу Чжоу, возможно, на юго-востоке Шэньси или юго-западе провинции Хэнань. Надпись на колоколе из Ваньфунао, вероятно, указывает на существование некоторой формы ранних контактов между Чу и западно-центральным Хубэем или, возможно, на начальное расширение Чу в этой области. 

Другая важная недавняя находка ранних колоколов Чу - Чу Гон Ни (Chu Gong Ni) - набор из восьми юн-чжун из гробницы 64 в Бэйчжао, Цюво (Шаньси) (Beizhao, Quwo (Shanxi)). Даритель, упомянутый в надписи на некоторых (не всех) колоколах, был, возможно, правителем Чу Сён Э (Xiong E) (годы правления 799 - 791 до н.э.), однако найдены колокола были в захоронении правителя Цзинь (Jin) 8 века до н.э., который, возможно, получил их в качестве добычи во время военной кампании. Этот набор колоколов, по-видимому, был собран из существовавших ранее колоколов со стилистическими характеристиками Среднего Янцзы. И снова возникает соблазн принять эти колокола и их надписи как доказательство связи между Чу и региональными традициями изготовления бронзы в бассейне Среднего Янцзы. Но это рискованно по ряду причин: (1) вероятное расположение политических центров Чу того времени вдали от литейных заводов бассейна Среднего Янцзы; (2) тот факт, что колокола в этом стиле с точно таким же орнаментом производились литейными мастерскими в центре Чжоу со времен Среднего Западного Чжоу; (3) простое присутствие литой надписи по крайней мере на одном из восьми колоколов, что фактически доказывает, что этот колокол, по крайней мере, должен был быть отлит в центре Чжоу, поскольку литые надписи никогда не встречаются на ранних бронзах, отлитых в бассейне реки Янцзы; (4) предполагаемое отождествление дарителя с правителем Чу позднего периода Западного Чжоу; (5) текстовые и каллиграфические особенности надписи, полностью соответствующие столичной традиции Чжоу. Существует множество свидетельств, подтверждающих, что образцы юн-чжун стандарта Среднего ЗападногоЧжоу, первоначально импортированные из региона Среднего Янцзы, продолжали изготавливаться в центре Чжоу в поздние времена Западного Чжоу вместе с колоколами более современного вида. В некоторых случаях датировка Позднего Западного Чжоу подтверждается надписью; один из примеров - юн-чжун из знаменитого клада из 103 бронзовых изделий линии Вэй (Wei), клад 1 в Чжуанбай, Фуфэн (Шэньси) (Zhuangbai, Fufeng (Shaanxi)). Нет уверенности являются ли эти юн-чжун Позднего Западного Чжоу с орнаментами Среднего Западного Чжоу примерами преднамеренной архаики - более вероятно, они демонстрируют хорошо развитую способность литейщиков цетрального Чжоу производить колокола в разных стилях. И это не единственный случай в истории китайского искусства, когда фактическая практика китайских художников и ремесленников не следовала логике однолинейного стилистического развития, которая так дорога историкам традиционного искусства. 

Таким образом, археологические открытия последних десятилетий сделали повествование о развитии колокольных наборов  Аньян и их преемников в период Раннего и Среднего Западного Чжоу значительно более сложным, а роль и характер обмена информацией между основными областями династий Шан и Чжоу и бассейном Среднего Янцзы подвергся переоценке. Более того, новые данные обогатили наш взгляд на раннее развитие немузыкальных колокольчиков; были обнаружены важные новые находки, показывающие роль колоколов и их распространение на север из бассейна Среднего Янцзы во времена Западной Чжоу. К концу периода Западного Чжоу в центральной части Чжоу стали производиться наборы из восьми колоколов юн-чжун, использующие «двухтональный феномен» и позволяющие воспроизводить звуки в диапазоне более трех октав.  Они олицетворяют технологический прорыв, совпавший со временем серьезных социально-экономических, религиозных и интеллектуальных изменений.


НАБОР КОЛОКОЛОВ Цзенхоу И, правителя одного из китайских царств 5 в. до н. э. Набор состоит из трех рядов колоколов чжон, укрепленных на каркасе в виде буквы L (общий вес 2567кг, длинные рамы - 748 см в длину и 265 см в высоту, короткие рамы - длина 335 см, высота 273 см). 
Смотрите статью о конструктивных особенностях и акустических свойствах этих колоколов.

Использованная литература

  1. Lothar von Falkenhausen. The Earliest Chinese Bells in Light of New Archaeological Discoveries, in "Reading the Signs: Philology, History, Prognostication", ISBN 978-3-86205-615-6, IUDICIUM Verlag GmbH München 2018
  2. Yang Liu, Bronzes of the South: Recent Discoveries from Yejiashan in Suizhou, 2017, Orientations
  3. Robert W. Bagley, “Percussion” in Music in the Age of Confucius, ed. Jenny So (Seattle; University of Washington Press, 2000), pp.35-63
  4. Alain.R.Truong, An archaic bronze bell (bo), Western Zhou dynasty (c. 1046 – 256 BC)
  5. Shen, Sinyan, Acoustics of Ancient Chinese Bells, Scientific American, 256, 94 (1987)