Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Свой среди Божьих

Неделя о мытаре и фарисее
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Два человека пришли в церковь помолиться. И помолились. Фарисей благодарил, а мытарь просил. Фарисей надмевался, а мытарь смирялся. Мытарь раскаивался, а фарисей нет. Без покаяния нет прощения, без прощения нет спасения, без спасения нет смысла в жизни человека.
         
Много сделал фарисей, но без покаяния, поэтому, может быть, ничего не сделал. Ничего не сделал мытарь, но покаянием положил начало спасительному деланию. Покаяние - видеть себя таким, какой ты есть. Фарисей не видел себя, а у мытаря открылись глаза на себя, но надо ещё принести и плоды покаяния. Велико ли, если мытарь, утерев слёзы свои, пойдёт и опять начнёт проливать слёзы чужие, лихоимствовать, останется прежним..
          
Благодарить Бога - правильно, но не принял Бог благодарение фарисея. Не принял, потому что это было не благодарение Богу, а похвала себя, превознесение себя, себя благодарил фарисей: «Несть якоже прочии человецы, я лучше многих, если не всех». А мытарь считал себя хуже всех и был принят Богом. Не важно, что думает человек о себе, не важно, что думают о нём другие, важно, что думает о человеке Бог.

Все мы просим, но не все благодарим. Просим потому, что не можем своими силами достичь желаемого, а благодарим, когда это желаемое получили. А часто просим, получаем и не благодарим, не благодарим, потому что горды. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Все мы знаем об этом и можем других научить, но что-то себя не учим, что-то смиренных не видно.

Мы каждое утро и каждый вечер в своих молитвах просим Бога чтобы Он даровал нам смирение, великодушие и кротость. Так вот когда нас унижают, смеются над нами, это и есть исполнение Богом нашей просьбы о даре смирения, потому что смирение проявляется в терпении. Или мы не знаем о чём просим, или мы хотим казаться, а не быть.

Смирение - считать себя хуже всех, считать себя первым среди грешников. А мы считаем себя первыми среди святых, первыми среди смиренных. Смиренный не знает, что он смирен, а если знает, считает себя смиренным, то это уже не смирение, это гордость. Добродетель не видит себя добродетелью.

Быть или делать вид. Быть - это очень трудно, трудно быть настоящим: настоящим специалистом, настоящим отцом, а самое трудное на Земле быть настоящим христианином.

Есть смирение - мы Божии. Нет смирения - ничего нет. Гордому Бог не нужен, гордому нужен он сам, своё я, своя самость. Будь ты кем угодно, и в своих глазах, и в своих мечтах, и в глазах человеков, а в глазах Божьих ты ничто, если нет смирения.

Потщимся, братья и сёстры, приобрести спасительное смирение. А смирение не приходит приметным образом, смирение - это дар Божий, это Царство Божие, которое внутри нас есть. Не осуждай, не раздражайся, не ропщи, не думай о себе высоко, не желай первенства, осуждай себя, а не ближнего, и про тебя будет: «Блаженны нищие духом». 

Готовит нас, братья и сёстры, Святая Мать Церковь к Великому посту. Давайте готовиться. Не наедаться впрок, не наслаждаться впрок, не веселиться впрок, мол, сейчас погрешу немножко, а Великим постом покаюсь, Великим постом начну, с чистого листа, так сказать, но лист-то будет уже не чистый.

Человек стремится стать своим. Своим среди богатых, своим среди власть имущих, своим среди умных, но не стремится стать своим среди Божьих, стать своим Богу.

Даруй нам, Господи, быть Твоими, прилепляться кающимся, приносить плоды покаяния. Аминь.

Иерей Алексей Прошаков
5.02.2023