Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Прп. Феофана исп., Сигрианского.
Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского.
Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского.
Сщмч. Николая Попова пресвитера.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Заупокойная лития.
Иерей Алексий Прошаков
Прп. Венедикта.
Феодоровской иконы Божией Матери. Себежской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление».
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
Иерей Алексий ПрошаковМч. Агапия и иже с ним.
Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Мч. Савина.
Мч. Папы. Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
Протоиерей Игорь ЗуевПоминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия.
Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня с парастасом, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида.
Иерей Алексий Юсупов
Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Глас 2-й.
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (переходящее празднование во 2‑ю Неделю Великого поста).
Вечернее богослужение: 9-й час, Всенощное бдение, 1-й час.
Всё духовенствоУтреннее богослужение: Литургия свт. Василия Великого (на китайском языке)
Вечернего богослужения нет.
Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).
В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.
Главная → Статьи → Проповеди
Во имя Отца и Сына и Святого Духа…
Дорогие братья и сестры, сегодня в евангельском чтении мы слышали отрывок про изгнание беса из гадаринского бесноватого (Лк.,8:26-39). Об этом событии повествует не только Лука, но и Марк, и Матфей, с той только разницей, что у Матфея два бесноватых (Мф., 8:28-34), а у Марка (Мк., 5:1-20) и Луки один. Последние больше внимания обращают не на количество бесноватых, а на некоторые подробности, которых Матфей не описывает. Например, что произошло с бесноватым после того, как он был очищен от бесов?
Предваряя объяснение этого события, хочется вспомнить, каким образом Господь прибыл в страну Гадаринскую. Евангелие от Луки описывает, как плыли они на корабле, и вдруг началась буря. Ученики испугались, стали будить Иисуса Христа: «Господи, спаси нас, погибаем!» (Лк., 8:24); «Учитель, неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк., 4:38).
В обоих отрывках – во время бури на озере Гадаринском и при изгнании бесов из гадаринского бесноватого – является сила Божия, с помощью которой Он может управлять как миром физическим, так и миром духовным. И тот и другой миры повинуются Ему по первому слову: по первому слову утихает буря, и легион бесов исходит из бесноватого. Как описывает евангелист Лука, бесноватый с огромной благодарностью хотел последовать за Христом, но Христос не разрешил ему и отправил с проповедью в тот самый город, жители которого не приняли Христа, так как увидели силу Божию, заставившую свиней броситься в море.
Многие толкователи обращают внимание на несколько особых моментов, во-первых: почему Господь вошёл в диалог с бесами? Ведь обычно, когда бесы хотели говорить с Ним, реакция Иисуса Христа была однозначна: «…замолчи и выйди из него» (Мк.,1:25-25). Спаситель много раз не давал бесам и слова вымолвить, а тут вдруг вступил в диалог, да ещё и по их просьбе разрешил им войти в стадо свиное, тем самым навредив местным жителям. Святые отцы, толкуя это место, видят несколько причин. Во-первых, Господь совершил такие действия, чтобы объяснить людям часть своего учения: показать силу Божию, удостоверить их, что бесы были изгнаны из бесноватого. А во-вторых, показал, насколько сила бесов страшна. Но, несмотря на всё, бесноватый был под рукой Божьей. Даже целый легион бесов не смог заставить человека ввергнуться в озеро, подобно свиньям, а значит, несмотря на свою силу, бесы ничего не могут сделать против воли Божией.
И это не всё, над чем мы с вами можем поразмышлять. Например, вспомним, как поступили жители города со Христом? Увидев великое чудо, великую силу Христа, они не захотели её принять. Свиньи для них, однако, были важнее и ближе, чем учение Христа и несчастный сродник. Наверное, сердца их были настолько окаменелыми и прикованными к земному, что Христос знал: даже если Он придёт к ним с простой проповедью о своём учении, их это нисколько не тронет и сердца не размягчатся. А чтобы встряхнуть их совесть, напомнить им о том, что, кроме земного, есть и небесное, Господь и совершает своё необычное действие. Необычность не только в том, что Он разрешает бесам уничтожить свиней, но и в том, что он повелевает тому, кого Он исцелил, идти и проповедовать, рассказывать о том, что Иисус Христос совершил. Ведь в других случаях, которые происходили в Иудее, Галилее, Господь поступает совершенно по-иному: «Смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф., 9:27-35) – говорит он исцелённым слепорождённым. Но здесь всё по-другому. Он ставит бесноватого на один уровень с апостолами и отправляет его проповедовать. Видимо, такая встряска со свиньями, испуг за своё имущество, удостоверение в силе, данной Иисусу Христу, некоторым образом заставили народ проснуться, только после этого они были готовы что-то принять. Но принять не из слов самого Христа, а из уст близкого родственника, который сможет рассказать об учении Спасителя и Его чудесах.
Мы знаем, что уже в IV веке епископы двух древних городов Гергеса и Гадары участвовали во вселенском соборе, а значит, проповедь Христова в этих землях была не напрасна. И тот способ, которым Он проповедовал, оказался весьма действенным для местных жителей.
Что же мы вынесем из сегодняшнего евангельского чтения? Примером христианского поведения для нас, конечно, послужат не жители города, а бесноватый, который, в благодарность Богу за освобождение от власти бесов, решил следовать за Ним и никогда от Него не отступать. Подобную благодарность мы слышим в словах псалмопевца в 115 псалме, во время подготовки ко причастию: «Что воздам Господи за всё, что Он воздал мне. Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.,115:3-6). Строки псалма говорят нам о необходимости причащения, ведь именно в таинстве Евхаристии (с греч. «благодарение») происходит единение со Христом, в причастии с Ним мы выражаем самую крайнюю степень нашей благодарности, подобно тому как этот бесноватый. А желаем ли мы проявить благодарность Богу, участвуя в таинстве? Не случайно священник множество раз в молитвах благодарит Бога за всё, что Он для нас сделал: как сотворил мир, привёл нас к жизни, не отступал от нас, несмотря на наши прегрешения. а в конце времён послал Сына Своего Единородного, чтобы нас спасти. Как слышали мы сегодня в апостольском чтении, в послании к Ефесянам апостола Павла, который говорит, что «мы все искуплены кровью Христовой» (Еф.,1-7) - Господь всех нас привёл ко спасению, чтобы нам служить Ему добрыми делами. А наша благодарность Богу должна быть не только на словах, но подобно сегодняшнему бесноватому, выражаться в делах, как говорит святой Феофан Затворник, объясняя сегодняшнее евангельское чтение.
Бесноватый, привлёченный к своему благодетелю благодарностью сердечной, услышав от Него повеление уйти, стать апостолом и проповедовать в своей стране, безропотно пошёл, исполняя волю Спасителя. Так и мы с вами, если хотим проявить нашу благодарность Богу, должны проявить её в послушании Ему, в исполнении Его заповедей, в сотворении добрых дел. Вот тогда наша благодарность к Богу будет истинной. Недостаточно заказать благодарственный молебен в один воскресный день, для того, чтобы поблагодарить Бога за все Его великие благодеяния, которые Он нам оказывает не раз в неделю и даже не раз в день, а регулярно, каждую секунду нашей жизни. Будем же следовать за бесноватым из сегодняшнего евангельского чтения, чья жизнь показывает нам великую силу веры в Бога и благодарности Ему. Пусть эта благодарность Богу подвигнет нас постоянно служить Ему всегда и во всём, во все дни нашей жизни. Всех вас с праздником! Да помогут всем нам Господь и Матерь Божия!
Свящ. Алексей Юсупов