Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 7:30 (на китайском языке) и в 9:15 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:00 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Исцеление бесноватого

Во имя Отца и Сына и Святого Духа…

Дорогие братья и сестры, сегодня в евангельском чтении мы слышали отрывок про изгнание беса из гадаринского бесноватого (Лк.,8:26-39). Об этом событии повествует не только Лука, но и Марк, и Матфей, с той только разницей, что у Матфея два бесноватых (Мф., 8:28-34), а у Марка (Мк., 5:1-20) и Луки один. Последние больше внимания обращают не на количество бесноватых, а на некоторые подробности, которых Матфей не описывает. Например, что произошло с бесноватым после того, как он был очищен от бесов?

Предваряя объяснение этого события, хочется вспомнить, каким образом Господь прибыл в страну Гадаринскую. Евангелие от Луки описывает, как плыли они на корабле, и вдруг началась буря. Ученики испугались, стали будить Иисуса Христа: «Господи, спаси нас, погибаем!» (Лк., 8:24); «Учитель, неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк., 4:38).

В обоих отрывках – во время бури на озере Гадаринском и при изгнании бесов из гадаринского бесноватого – является сила Божия, с помощью которой Он может управлять как миром физическим, так и миром духовным. И тот и другой миры повинуются Ему по первому слову: по первому слову утихает буря, и легион бесов исходит из бесноватого. Как описывает евангелист Лука, бесноватый с огромной благодарностью хотел последовать за Христом, но Христос не разрешил ему и отправил с проповедью в тот самый город, жители которого не приняли Христа, так как увидели силу Божию, заставившую свиней броситься в море.

Многие толкователи обращают внимание на несколько особых моментов, во-первых: почему Господь вошёл в диалог с бесами? Ведь обычно, когда бесы хотели говорить с Ним, реакция Иисуса Христа была однозначна: «…замолчи и выйди из него» (Мк.,1:25-25). Спаситель много раз не давал бесам и слова вымолвить, а тут вдруг вступил в диалог, да ещё и по их просьбе разрешил им войти в стадо свиное, тем самым навредив местным жителям. Святые отцы, толкуя это место, видят несколько причин. Во-первых, Господь совершил такие действия, чтобы объяснить людям часть своего учения: показать силу Божию, удостоверить их, что бесы были изгнаны из бесноватого. А во-вторых, показал, насколько сила бесов страшна. Но, несмотря на всё, бесноватый был под рукой Божьей. Даже целый легион бесов не смог заставить человека ввергнуться в озеро, подобно свиньям, а значит, несмотря на свою силу, бесы ничего не могут сделать против воли Божией.

И это не всё, над чем мы с вами можем поразмышлять. Например, вспомним, как поступили жители города со Христом? Увидев великое чудо, великую силу Христа, они не захотели её принять. Свиньи для них, однако, были важнее и ближе, чем учение Христа и несчастный сродник. Наверное, сердца их были настолько окаменелыми и прикованными к земному, что Христос знал: даже если Он придёт к ним с простой проповедью о своём учении,  их это нисколько не тронет и сердца не размягчатся. А чтобы встряхнуть их совесть, напомнить им о том, что, кроме земного, есть и небесное, Господь и совершает своё необычное действие. Необычность не только в том, что Он разрешает бесам уничтожить свиней, но и в том, что он повелевает тому, кого Он исцелил, идти и проповедовать, рассказывать о том, что Иисус Христос совершил. Ведь в других случаях, которые происходили в Иудее, Галилее, Господь поступает совершенно по-иному: «Смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф., 9:27-35) – говорит он исцелённым слепорождённым. Но здесь всё по-другому. Он ставит бесноватого на один уровень с апостолами и отправляет его проповедовать. Видимо, такая встряска со свиньями, испуг за своё имущество, удостоверение в силе, данной Иисусу Христу, некоторым образом заставили народ проснуться, только после этого они были готовы что-то принять. Но принять не из слов самого Христа, а из уст близкого родственника, который сможет рассказать об учении Спасителя и Его чудесах.

Мы знаем, что уже в IV веке епископы двух древних городов Гергеса и Гадары участвовали во вселенском соборе, а значит, проповедь Христова в этих землях была не напрасна. И тот способ, которым Он проповедовал, оказался весьма действенным для местных жителей.

Что же мы вынесем из сегодняшнего евангельского чтения? Примером христианского поведения для нас, конечно, послужат не жители города, а бесноватый, который, в благодарность  Богу за освобождение от власти бесов, решил следовать за Ним и никогда от Него не отступать. Подобную благодарность мы слышим в словах псалмопевца в 115 псалме, во время подготовки ко причастию: «Что воздам Господи за всё, что Он воздал мне. Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.,115:3-6). Строки псалма говорят нам о необходимости причащения, ведь именно в таинстве Евхаристии (с греч. «благодарение») происходит единение со Христом, в причастии с Ним мы выражаем самую крайнюю степень нашей благодарности, подобно тому как этот бесноватый. А желаем ли мы проявить благодарность Богу, участвуя в таинстве? Не случайно священник множество раз в молитвах благодарит Бога за всё, что Он для нас сделал: как сотворил мир, привёл нас к жизни, не отступал от нас, несмотря на наши прегрешения. а в конце времён послал Сына Своего Единородного, чтобы нас спасти. Как слышали мы сегодня в апостольском чтении, в послании к Ефесянам апостола Павла, который говорит, что «мы все искуплены кровью Христовой» (Еф.,1-7) - Господь всех нас привёл ко спасению, чтобы нам служить Ему добрыми делами. А наша благодарность Богу должна быть не только на словах, но подобно сегодняшнему бесноватому, выражаться в делах, как говорит святой Феофан Затворник, объясняя сегодняшнее евангельское чтение.

Бесноватый, привлёченный к своему благодетелю благодарностью сердечной, услышав от Него повеление уйти, стать апостолом и проповедовать в своей стране, безропотно пошёл, исполняя волю Спасителя. Так и мы с вами, если хотим проявить нашу благодарность Богу, должны проявить её в послушании Ему, в исполнении Его заповедей, в сотворении добрых дел. Вот тогда наша благодарность к Богу будет истинной. Недостаточно заказать благодарственный молебен в один воскресный день, для того, чтобы поблагодарить Бога за все Его великие благодеяния, которые Он нам оказывает не раз в неделю и даже не раз в день, а регулярно, каждую секунду нашей жизни. Будем же следовать за бесноватым из сегодняшнего евангельского чтения, чья жизнь показывает нам великую силу веры в Бога и благодарности Ему. Пусть эта благодарность Богу подвигнет нас постоянно служить Ему всегда и во всём, во все дни нашей жизни. Всех вас с праздником! Да помогут всем нам Господь и Матерь Божия! 

Свящ. Алексей Юсупов