Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Прп. Феофана исп., Сигрианского.
Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского.
Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского.
Сщмч. Николая Попова пресвитера.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Заупокойная лития.
Иерей Алексий Прошаков
Прп. Венедикта.
Феодоровской иконы Божией Матери. Себежской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление».
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
Иерей Алексий ПрошаковМч. Агапия и иже с ним.
Вечернего богослужения нет.
Утреннего богослужения нет.
Мч. Савина.
Мч. Папы. Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия Преждеосвященных Даров.
Протоиерей Игорь ЗуевПоминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия.
Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца.
Вечернее богослужение: Великое повечерие, Утреня с парастасом, 1-й час.
Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста. Панихида.
Иерей Алексий Юсупов
Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Глас 2-й.
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского. Собор преподобных отец Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (переходящее празднование во 2‑ю Неделю Великого поста).
Вечернее богослужение: 9-й час, Всенощное бдение, 1-й час.
Всё духовенствоУтреннее богослужение: Литургия свт. Василия Великого (на китайском языке)
Вечернего богослужения нет.
Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).
В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.
Главная → Статьи → Проповеди
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сёстры, поздравляю всех с неделей Крестопоклонной. В эту неделю мы слышали слова, сказанные Господом: «Кто хочет идти за Мной - отвергни себя, возьми крест свой и следуй за мною» (Лк., 9:23).
Эти слова Господь обращает не только к своим ученикам, все эти слова обращены к каждому из нас. Когда священник совершает Таинство Крещения и дает (надевает на новокрещенного) первый нательный крестик новокрещенному, он говорит эти же самые слова. Господь всех нас призывает к тому чтобы мы, следуя за ним, несли свой крест. Но в чём же заключается этот крест?
Святой Феофан Затворник говорит: «За Господом крестоносцем нельзя идти без креста; и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что ж такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и изнутри, на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест сей, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному».
Таким образом, крест Христов - это тот образ жизни, который должен быть присущ каждому христианину. Когда мы, перебарывая различные искушения, приходящие извне, держась за те искушения, которые рождаются у нас внутри, и борясь с ними, уже исполняем заповеди Божии, совершаем дела любви к Богу и дела милосердия.
В песнопениях Православной Церкви крест называется «Непобедимым оружием», «Оружием мира непобедимой победы», оружием, которым Господь победил дьявола и дал нам спасение. Оружие мира - не значит мирное оружие , которое не наносит никому вреда. Это то оружие, используя которое, мы тут же добиваемся мира, против него не может никто постоять. Поэтому и называется Крест Христов – «Победой Непобедимый». Это окончательная и безоговорочная победа.
Крест Христов непосредственно связан с темой войны, темой борьбы. Мы видим, как Святому Константину Господь являет на небе Крест и говорит: «Сим победиши». Константин, сделав изображение Креста, побеждает своих противников, но это лишь только внешнее действие, нам же Крест помогает в борьбе против грехов - наших врагов внутренних, врагов духовных.
В XX веке появилось ядерное оружие, на войне использованное только один раз. Сейчас его, Слава Богу, никто не использует. Как мы называем такое оружие, которое может при желании уничтожить целую страну, а при использовании всех боеголовок, и весь мир?
Мы сейчас его называем оружием сдерживания, потому что тот, кто его использует, может уничтожить весь мир. Оно даёт стране возможность существовать мирно - служит гарантом.
Также и Крест Христов в плане духовном является таким все мощным оружием, которое всё побеждает, и имея которое, мы можем жить спокойно, зная о том, что никто на нас не нападет. Если мы будем к нему прибегать, то можно победить любое искушение.
Возвращаясь к теме символики битвы и победы, говоря о Кресте, мы можем сказать, что жизнь христианина - это непрестанная битва, постоянная война. Так и, вспоминая чин крещения, мы слышим слова о том, что священник, молясь о новокрещенном, называет его «Новоизбранным воином Христовым».
Каждый христианин по своей сути - это воин, борющийся непрестанно. Мир лежит во зле, захватил его князь мира сего – дьявол. И каждый из нас, конечно, поддаваясь дьяволу, идя на какие-то уступки своим грехам, искушением, становится подобен коллаборационистам – тем, кто помогает захватчикам, но, однако же, одновременно каждый из нас может вести борьбу со своими грехами, страстями, вести партизанскую войну, непрестанно сопротивляясь.
Предводителем нашего сопротивления является Иисус Христос – тот, кто пришел в этот мир для того, чтобы нас избавить от власти дьявола, тот, который отдал свою жизнь за нас. И все мы, благодаря тому, что Господь создал это движение – сопротивление, которое мы называем Церковью, приходим сюда для того, чтобы найти здесь единомышленников, набраться сил для нашей борьбы. Мы можем сравнить Церковь Христову - храм Божий, не с каким-то замечательным санаторием где-нибудь вдали от фронта, в тылу, где мы можем спокойно отдохнуть, порадоваться. Мы часто приходим в храм для того, чтобы исповедоваться, чтобы нас больше не мучила совесть за наши грехи, напитаться благодатью, а потом снова выходим в мир, чтобы жить, как и жили прежде, затем нам становится невмоготу, и мы снова бежим в храм за утешением.
Но совершенно о другом нам говорит Господь. Мы можем сравнить храм с местом, которое находится непосредственно на фронте – подобно месту явки партизан. Мы сюда прибегаем, чтобы получить ценные указания: как нам бороться, как нам воевать, пообщаться хоть чуть-чуть откровенно, от сердца к сердцу, от души к душе с теми людьми, которые нас понимают, и, набравшись храбрости, снова ринуться в бой.
Бой наш не против плоти и крови – мы не должны ненавидеть людей, которые грешат против нас или слушают, битва наша против духов злобы Поднебесной. Эти духи воюют против нас непрестанно: они не спят, не едят, не отдыхают, а только придумывают, как бы нас искусить. Поэтому от нас требуется такое же трезвление - непрестанно внимать себе и совершать усилия для нашего спасения.
И нет для нас возможности расслабиться или почувствовать, что мы уже чего-то достигли, научились быть православными христианами, мы уже молимся, мы уже постимся… Святой апостол Павел в первом послании к коринфянам пишет: «Хочу чтобы вы не превозносились один перед другим. Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор., 4:6-9).
Мы приходим сюда, чтобы набраться сил для нашей будущей борьбы - преодоления себя, подвига, нечто доброго, что мы хотели бы совершить ради других людей, ради Бога. Мы должны поставить перед собой эту цель и планомерно к ней двигаться. В ответ мы будем встречать сопротивление: в деле нашей миссии, в деле служения другим людям, даже в своей собственной душе, когда дьявол будет нас искушать и говорить о том, что не надо тебе с этими людьми общаться, не надо им помогать, уединись и занимайся своими делами, чтобы тебя никто не беспокоил. Когда наступят такие помыслы, мы сразу поймём, что дьявол нам противится, что нужно противостоять этим искушением, мыслям, взять всё-таки свой крест и идти, несмотря ни на что.
Тогда мы будем истинными последователями Христа и, подобно Ему, будем нести свой Крест ради любви к другим. Ведь и Господь нёс свой Крест не ради Себя, Своего спасения. Оно Ему было не нужно - Он всемогущий Господь, совершенный Человек, нёсший Крест ради нас.
Будем с вами, дорогие братья и сестры, подвизаться духовно в надежде достигнуть Святой Светлой Пасхи – духовной радости. Но эта радость будет временная. Пройдёт 40 дней после Пасхи, 50 дней, а затем будет казаться, что всё вернулось на круги своя. Но Господь в сегодняшнем Евангельском чтении говорит нам не о временном духовном услаждении, временной радости, Он говорит, что все, стоящие здесь не умрут, как увидят царство Божие, пришедшее в силе. Что же нам обещает Господь?
Знаем мы, что умерли первые христиане, 20 веков прошло, и где же это Царствие Божие, пришедшее в силе, которое обещает нам Господь?
На самом деле, в первые века это Царствие Божие пришло в силе. Святой Иоанн Златоуст, толкуя одно из посланий к коринфянам, в котором апостол говорит, что «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор, 12:9), продолжает: «Не домогайся жить в безопасности без страха и проповедовать без труда. Но ты скорбишь и печалишься? Не приписывай Моей немощи того, что многие коварствуют против тебя, бьют тебя, гонят и бичуют. Это-то самое и показывает Мою силу. Ибо сила Моя совершается в немощи, – то есть, когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями, когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей, когда вы, связываемые, обращаете в бегство связывающих».
Вот в этой борьбе и проявляется сила Божия. Когда мы видим благодать Божию, поспешествующую нам в нашей борьбе, трудах, мы видим силу Божию, явленную в этом мире, силу Иисуса Христа, Его Креста. Каждый из нас, если трудится, замечает, как бок о бок с нами борется Христос, помогает нам, дает силы побеждать в некоторых, может быть, и маленьких, а, может, и в больших трудностях. Видя это, мы ощущаем Царство Божие, которое нам Господь обещает.
Будем же мы с вами - чтобы видеть Христа, быть с ним - не оставлять Креста, как бы тяжело нам ни было, преодолеть все скорби и искушения. И вот тогда мы достигнем истинного боговидения. Мы увидим, что не только перед нами идёт Христос, неся свой Крест, но и рядом с нами, а иногда и вместо нас, неся наш крест. Тогда мы почувствуем истинную радость небесную, ту, которую Господь обещает каждым своим последователям.
С воскресным праздником вас, братья и сёстры!
Иерей Алексей Юсупов
4.04.2021
Аудиозапись