Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Торжество Православия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, поздравляю всех с днем Торжества Православия. В этот день мы вспоминаем то, как была побеждена ересь иконоборчества. Ересь, которая мучила Православную Церковь, мучила Восточную и Римскую империи на протяжении почти 150 лет - с конца VII до первой половины IX века. Проходили соборы, утвердившие иконопочитание, например, 7-ой Вселенский, а также соборы, на которых иконоборцы восторжествовали, например, Анкирский. Долгий период в Церкви происходили волнения, касающиеся того, как правильно почитать Бога, почитать ли Его в иконах, являются ли иконы образами или их почитание можно приравнять к идолопоклонству.

Конечно, сейчас, благодаря святым отцам, мы знаем и правильно исповедуем догмат иконопочитания: поклонение образу нас возводит к поклонению первообраза. Почитая иконы, мы поклоняемся тем, кто на них изображён: Господу Иисусу Христу и всем святым.  

В этот день мы торжествуем не победу Церкви как института, не победу церковного устава, мы торжествуют победу веры правой, православной – правильной веры. Вера – это то, что определяет всё в нашей жизни: то, каким образом мы молимся, что читаем, как постимся, как мы ведём себя с нашими близкими.

Достаточно привести несколько примеров для того чтобы понять насколько наша вера определяет нашу жизнь.

Если верим в Бога, то для нас важны заповеди Божии. Не верим – и заповедей для нас нет. Всё для нас равно - правда или неправда. Если мы исповедуем о том, что Бог всезнающ и вездесущ, то нет для нас разницы, где строить православные храмы, и в этом мы отличаемся от иудеев, для которых возможен только один храм - в Иерусалиме.

Мы же, собравшись,  можем в любом месте, в любой стране, городе построить храм Божий и при наличии священника, епископата, совершать богослужение.  Однако, мы не говорим, что Бог у нас в душе и не надо нам в храм ходить. А если верим мы, что спасение возможно только через Святую Церковь, то уже совершенно по-другому  начинаем относиться к уставам церковным, к необходимости ходить в храм, участвовать в совместной молитве, богослужении.

Мы можем привести огромное количество примеров, как догматы, богословие, влияют на нашу жизнь.  Потому сегодня мы отмечаем не только победу над многочисленными ересями, которые были в истории христианской православной Церкви,  но в первую очередь мы отмечаем победу веры истинной и то, что эта вера дала нам. Но зачастую мы не думаем об этом.

Например, сегодня в евангельском чтении мы слышали, как Нафанаила привели ко Господу (Ин.1:43-51). Что говорит Господь ему, как происходит эта встреча?  Он говорит: когда ты ещё был под смоковницей, Я видел тебя. Услышав это, Нафанаил воскликнул:  Господь Бог мой, сын Давидов, царь Израилев. Он провозглашает Иисуса Христа царем. Почему одно то, что Господь сказал ему, заставило Нафанаила исповедовать веру в Иисуса Христа как в Мессию? По церковному преданию, Нафанаил, за некоторое время до того как апостол привёл его ко Христу, размышлял, находясь под смоковницей, о том, кто такой Бог, желал видеть Его и общаться с Ним. Господь ответил: ты меня не видел, когда размышлял под смоковницей, а Я видел тебя и знаю кто ты такой. Знание Нафанаила, можно сказать догматическое знание, о том, что Господь должен быть всеведущим и вездесущим приводят его к осознанию того, что Иисус Христос и есть Господь Бог, избранный Помазанник, Мессия, Спаситель. Так он становится учеником Иисуса Христа.  

Видим мы в новозаветной истории и другой пример, как иудеи, не принявшие Иисуса Христа, желающие Его смерти, выдвинули Ему обвинение по поводу нарушения устава их отцов - о том, что Господь нарушает субботу, о том, что Господь, провозглашая себя Сыном Божьим, как они считали, богохульствует, а богохульство карается смертью.

Видим в Истории Церкви как не раз еретики, пользуясь нашим церковным уставом,  низлагали святителей:  святитель Василий был низложен, потому что поставление его в епископа Константинополя было в нарушение церковных уставов. До этого он был епископом маленькой деревни и невозможно было его сместить, так как в те времена нельзя было перемещать епископов с кафедры на кафедру.  

Иоанна Златоуста отправили в ссылку, так как до него все епископы проповедовали в алтаре, а он первый вышел из алтаря на амвон, в центр храма, чтобы народ слышал его проповеди.  Сейчас все мы стоим на этом месте, как и Иоанн Златоуст.  Да, он внёс в устав некоторые изменения. Не самочинно, не просто потому, что ему так захотелось, но исходя из догматического осознания: по его мнению, проповедь предназначена не для того, чтобы её просто произносить, а для того, чтобы люди слышали слова Священного Писания, его объяснение, и эти слова изменяли их жизнь.

Что должны мы вынести для себя в этот день Торжества Православия?  Необходимость правильного понимания православного богословия.  Церковь дает нам не только аскетику, церковный устав, но даёт в первую очередь правильное знание о Боге, том, Кто он есть, и как к Нему идти.  Потому и молитва, которую мы ежедневно творим, её правильность, зависит не от того по уставу мы совершаем её или нет, а соответствует ли она нашим догматам. 

Правильная молитва не та, которая выполнена по уставу, но как говорит апостол Павел - плод духовный есть любовь, радость, мир, воздержание, кротость, милосердие и т.д. И нашу духовную жизнь, в том числе молитву, мы определяем её  качеством. Соответствует ли наша духовная жизнь тем духовным плодам, о которых говорит апостол? Приносит ли молитва наша любовь, мир, радость? Ведёт ли наша духовная жизнь нас к воздержанию, кротости и милосердию? Эти критерии, богословские, в первую очередь для нас важны. Будем же мы с вами, вспоминая святых отцов, которые страдали, умирали, находились в ссылках, но постояли за православную веру, не готовы были от неё отречься,  видеть наши грехи, слабости, стойко бороться с ними, исповедовать Бога своей жизнью, исполнением Христовых заповедей. Да поможет нам всем Господь и Матерь Божья!

Иерей Алексей Юсупов
21.03.2021