Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 7:30 (на китайском языке) и в 9:15 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:00 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Служение ближним

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в неделю по Богоявлении, мы с вами слышали евангельское и апостольское чтения, которые повествуют об установлении Святого Крещения, раскрывают учение о нём и Миропомазании. В это воскресение мы видим первую службу, на которую в древности приходили новокрещённые, принявшие Крещение в сочельник. Для них и читались специальные чтения, напоминающие им о том, что за таинство они приняли.  

В евангельском чтении говорится о том, как Господь, после того как Иоанн Предтеча был взят под стражу, начал проповедовать: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф.,IV:12-17).  Господь призывает к покаянию, как Иоанн, крестивший иудеев, приходящих к нему, крещением покаяния. Также и теперь, Господь продолжает его учение, хотя Сам Он не крестит, но крестят, по преданию, Его ученики.

Апостольское чтение я хотел бы вам ещё раз зачитать в синодальном переводе. Хотя мы с вами крещены не несколько дней назад, однако все также приняли это таинство. Не лишним для нас будет вспомнить, что же мы с вами прошли и что нам это таинство миропомазания дало.

«Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос (Еф., IV:7-15).

О чём же повествует отрывок из Евангельского чтения? Каждому из нас дана благодать в таинстве миропомазания и в таинстве крещения. Дана по мере того, кто и как может эту благодать воспринять. Господь не отделяет одних от других: одним даёт полблагодати, другим четверть благодати, третьим одну сотую благодати. Каждому Он даёт в одинаковой мере, но воспринимаем мы её по мере своей. Дал Он нам благодать дара Христова, как дар Того, кто победил нашего врага, снизошёл во ад, вознёс человеческую природу на небо в день своего Вознесения и сидит одесную Бога Отца. Победитель греха и смерти принёс нам свой дар благодати. Одних поставил пророками, других - апостолами, евангелистами, иных - пастырями и учителями.

Наверняка, услышав эти апостольские строки, мы подумали, что всё это не про нас: кто из нас апостол, кто евангелист, пророк… ? Нет среди нас таких людей. Святые отцы, толкуя это место, обращают наше внимание на следующее - все эти вышеупомянутые дары, которые перечисляет апостол Павел, отнесены к служению к другим людям.

По учению церковному, в таинстве миропомазания каждому из нас даются начатки христианских добродетелей – веры, любви, милосердия – тех добродетелей, которые необходимы нам для того, чтобы мы имели некоторый образ православного христианина. Но нам даются и зачатки особых благодатных даров, необходимых не для того, чтобы мы сами были хорошими, а для того, чтобы мы служили другим людям.

В вышеперечисленных дарах нет ни одного, который человек использовал  бы для себя - всё для других. Так и святые отцы, комментируя это место, говорят, что дар благодати даётся нам, чтобы мы обязательно проявляли любовь к другим людям, служили им.

Ефесяны, к которым апостол Павел обращается в послании, заметили: как же так, все мы от одного Христа родились, крестились, но почему-то получили в таинстве возложения рук, миропомазании, разные дары? Святые отцы на это говорят, что не надо нам завидовать, видя чужую благодать. Кто-то благодатно молится, кому-то Господь дал дар учительства, но и тебе Господь тоже дал дар, чтобы ты служил другим людям. Если ты в себе его не видишь, значит ты в себе его ещё не раскрыл, значит ты не постарался, не попробовал служить другим людям, а всё, что дала тебе Церковь, используешь только для себя самого. Но являешься ли ты истинным учеником Христовым после этого?

Ведь все эти благодатные дары нам даны «…к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…». Эти слова самые главные в сегодняшнем апостольском чтении. Под святыми новозаветные писатели и апостолы подразумевают каждого православного христианина. Каждый из нас призван быть отделённым от мира, и поэтому уже святым, не обыкновенным, а также святым по призванию к подобию Божию. Что значит к совершению святых? Существует несколько значений при переводе с греческого: первое – действие, направленное на выправление кости, если человек её сломал или вывихнул. Приходит врач и вправляет кость, ставит её на прежнее положение. Второе значение – более расширенное – приведение в порядок, восстановление изначального. Третье – обучение человека, его воспитание. Особые благодатные дары от Господа в таинстве миропомазания даны нам, во-первых, для того, чтобы мы сами исправились, пришли в положенное нам благодатное состояние. Во-вторых, чтобы мы эти благодатные дары применили для исправления наших ближних, для приведения христиан в правильное и должное состояние.

Святой Феофан Затворник замечает, что апостол Павел, говоря о своём апостольстве, употребляет следующие выражения – «моё служение, моя диакония». И до сих пор в греческом языке нет понятия миссионерство как такового. Это слово в русский язык пришло из латинского, но в греческом мы видим лишь «апостольское служение». Именно к такому-то служению, по словам апостола Павла, призваны все, кому дан дар, то есть каждому христианину. Каждый из нас призван к подобному апостольскому служению, к исправлению святых, для того, чтобы созидалось тело Христово. Для того, чтобы неверные приходили – становились христианами, становились частью церковного единства. Если каждый из нас будет возгревать дары таинства миропомазания в себе, использовать, развивать, то тогда мы придём в единство веры, познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

Совершенными мужами, совершенными людьми мы сможем быть тогда, когда уподобимся Христу по жизни: Его кротости, послушанию – а Господь был послушлив даже до смерти, уподобимся Ему в крепости, в дерзновении. Вспомним, как Господь изгонял продающих из храма, снедаемый ревностью по Боге. Также и у нас в сердце должна быть ревность в нашей борьбе со страстями, грехами и слабостями, чтобы нам не быть младенцами колеблющимися.

Апостол Павел говорит о том, что истинный христианин, совершенный муж должен точно знать, во что он верит. Он должен исследовать свою веру, стоять на ней твёрдо, не должен колебаться различными ветрами ересей верований. Нужно очень хорошо и точно знать, что составляет суть нашей веры и жизни христианской.  Если мы христиане только по наименованию: где-то примерно знаем нашу догматику, аскетику, примерно знаем, какими качествами должен обладать православный христианин – мы ещё не вошли в эту меру совершенного мужа возраста Христова. Именно к такому великому состоянию призывает обет, который каждый из нас дал в таинстве крещения или когда за нас дали этот обет родители, крестные, приведя нас в православную церковь.

Все мы приняли от Бога таинство крещения, все мы в Него крестились, все мы в Него облеклись, все мы получили печать дара Духа Святого. Всем нам Господь вложил базовые зачатки христианских добродетелей и благодатных даров. И хоть, конечно, родились мы разными по уму, знаниям, навыкам, но так как все мы родились в крещении, то получили одинаковый объём благодати. Поэтому, смотря на святых, мы не можем сказать, что они были великими, а мы-то нет, мы не такие. В таинстве миропомазания мы получили то, что и все другие православные христиане. И кто-то из них стал апостолом, святителем, преподобным, получив от Бога дар пророческий и развив его,  тем самым послужив другим людям. Так почему мы с вами считаем, что наш удел только ходить в храм, молиться и использовать Церковь только ради нашего спасения? Церковь сама по себе является делом активным: мы не можем быть пассивными пользователями. А если мы хотим войти в меру совершенного мужа, то должны быть активными членами Церкви. Кому-то Господь дал на два таланта, кому-то на пять, кому-то на десять. Но с каждого из нас Господь спросит и за те два таланта и за одну полушку, которую Он дал – закопали ли мы её в земле или употребили и приобрели ещё хотя бы половину.

Братья и сестры, давайте в этот день задумаемся о таинствах, которые мы прошли, посмотрим на ту жизнь, которую вели, и подумаем, к чему мы должны прийти. Как должны жить, чтобы быть достойными истинными учениками Христовыми? А Господь, видя наше желание послужить Ему, обязательно воздаст нам сторицей благодати, необходимой помощи, чтобы не осталось в туне даже наше малое желание. Потому что и желание и стремление Господь целует и всегда поспешествует ко благому. Богу нашему Слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков!

Иерей Алексей Юсупов
24.01.2021