Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Давид, Иосиф и Иаков

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю всех с неделей после Рождества Христова. В этот день мы вспоминаем Давида Царя, Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня. Как в неделю перед Рождеством, в неделю святых отцов, мы вспоминали всех предков Иисуса Христа по крови, так после Рождества в первый день мы вспоминаем Богородицу, благодаря которой совершилось таинство рождения Иисуса Христа. Только её смиренное согласие служить Богу дало возможность Богу воплотиться и стать человеком.

Благодаря царю Давиду, предку Иисуса Христа по крови, Иосифу Обручнику и Иакову, которые были таковыми для Него по закону, совершилось дело нашего спасения. Например, если мы вспомним ветхий завет и сравним двух царей израильских – Саула и Давида – мы увидим большую разницу в том, как строились их отношения с Богом. Саул – избранный Богом царь, помазанный, также как и Давид, согрешив и услышав от пророка Нафана обличение, не покаялся, а потому потерял своё Царство, Давид же проявил кротость в момент, когда Саул его преследовал, и когда он был обличаем пророком. Хотя и грешил Давид и отступал иногда от Бога в своих грехах, но имел чувства смирения и покаяния, неслучайно и оставил нам 50-й псалом. В этом отношении, Давид для нас является образцом. Именно благодаря вышеперечисленным качествам, он стал родоначальником ветви, в которой родился Христос.

То же самое мы можем сказать про Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня. Иосиф со смирением принял весть ангела о том, что Божья Матерь родит от Духа Святаго. Согласившись с этим, он заботился о Ней и младенце Иисусе Христе. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как Иосиф, спасая Иисуса Христа, бежал всем семейством в Египет. Знаем мы, что Иаков, брат Господень, старший сын Иосифа от первого брака, сопровождал их в этом путешествии, помогал и защищал.  

Мы можем предположить из Евангелия, что апостол Иаков, не из 12-ти, но брат Господень, был среди тех братьев и родственников, не понимающих проповеди Иисуса Христа. Но согласно церковному преданию, после Воскрешения Иисуса Христа он поверил и стал первым епископом Иерусалима. Для нас он оставил послание, которое мы имеем в череде посланий апостольских.

А что же Господь? Ради нашего с вами спасения он вошёл в этот мир, как говорит апостол Павел, истощил себя, умалил, смирив до смерти. Господь Бог, Вседержитель, Творец всей вселенной становится человеком, принимая добровольно образ раба – образ жизни человека грешного, которому необходимо есть, спать, который устаёт и проливает пот. Он принял образ, но не принял греха. Тот, кто одним мановением сотворил весь мир, подчиняет себя физическим законам этого мира.

Вот, что обозначает это слово «умалил», которое мы слышим в послании к Ефесянам апостола Павла. Умаление, истощание себя, смирение себя перед волей Божьей необходимо не только со стороны Бога, но и для нашего с вами спасения. Когда Господь встречается с человеком, последний должен отринуть своё, конечно, в гораздо меньшей степени, чем Господь умаляет себя для соприкосновения с нами.

О таком смирении говорит  нам сегодня апостольское чтение. Когда апостол Павел в послании Галатам пишет о том, что он принял Божественное Евангелие не от плоти и крови, но сам Господь Иисус Христос явил себя ему в тот момент, когда он ещё был непомерным ревнителем отеческих учений и гонителем христиан. Видимо, настолько это было всем известно, что он даже сам пишет об этом к Галатам. Галаты – кельты, живущие на северном Побережье Средиземноморья, очень далеко этот народ жил от Палестины, имел совершенно другой язык, но даже там в последствии знали о том, каким апостол Павел был некогда гонителем. И вот этот человек оставляет всё, услышав голос Божий, становится апостолом, равным апостолу Петру.

Павел пишет, что по прошествии трёх лет, уже став апостолом, он встретился с апостолами Петром и Иаковом, братом Господним, в Иерусалиме, но и эта встреча, как и дальше пишет апостол Павел в 4 главе своего послания, например, с апостолом Петром, была не такой уж и дружеской. Апостол Павел сразу обличает апостола Петра в лицемерии. Говорит, что если ты сам живёшь как язычник, не исполняя все предписания и законы, то почему ты требуешь этого от тех язычников, которые становятся христианами? И вот тут мы видим то самое истощание, смирение, не только со стороны апостола Павла, когда он смирился перед Христом, но и то, как христианская община смиряется перед апостолом Павлом.

Человек, который не ходил с Иисусом Христом, человек, который был ярым гонителем, участвовал, хоть и косвенно, в убийстве архидиакона Стефана, по прошествии нескольких лет приходит в Иерусалим и начинает апостолов Христовых учить тому, как правильно верить и вести себя по-христиански...

Попробуем использовать аналогию… Представим фантастическую ситуацию: в советские времена, во время Карибского кризиса, президент Америки начинает говорить, что он ярый коммунист, создаёт там   коммунистическую партию, более того, приезжает в советский союз на заседание ЦК КПСС и обличает советских коммунистов в том, что они совершенно не правы; не понимают ни Маркса, ни Ленина. А советский народ в ответ не только слушает, но ещё и соглашается с ним. Конечно, эта история из разряда фантастики, но аналогия не далека от сути. Если сейчас мы апостола Павла называем первоверховным, называем его Послания Божественными, Богодохновенными, то совершенно не так это выглядело для его современников. Но Дух Божий, просвещающий каждого, дышащий там, где он хочет, проявил своего последователя, своего апостола, а то, как община первых веков отнеслась к этому духовно, показывает ту Божественно преображающую силу, которая была среди учеников Христовых в те времена.

Сегодня, вспоминая кротость Давида, смирение Иосифа Обручника, Иакова, брата Господня, одним из первых принявших мучительную смерть в Иерусалиме, и читая послание апостола Павла, мы всё это должны применять к себе.  

Должны ли мы быть ревнителями отеческих учений, несмотря ни на что, или может быть, искать в себе кротость и смирение, подобное евангельским?  Должны ли мы, видя обличение со стороны, от наших близких, от Бога, через жизненные ситуации, смирять себя? Конечно! - ответим мы. Но, согласитесь, зачастую сами так не поступаем.

Поэтому будем же мы с вами, дорогие братья и сестры, в этот великий праздник, готовясь ко Крещению, стараться испросить у Бога кротости и смирения, благодати, преображающей каждого человека, и исцеляющей наши телесные и духовные немощи!

 Иерей Алексей Юсупов
10.01.2021