Задать вопрос

Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).

В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.

Главная → Статьи → Проповеди

Проповеди

Человек Божий

28 неделя по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Не десять ли очистились, да девять где?». Исцелил Господь десять прокаженных и послал их показаться священникам. Они пошли и по дороге очистились, исцелились. И только один вернулся, чтобы поблагодарить Бога. И это был самарянин - человек, не принадлежавший к народу избранному, презираемый этим избранным народом. Избранные оказались плебеями, а презренный благородным. Презренное наследовало благословение Божие: «Вера твоя спасла тебя». Воспитанное в законе, мнящееся быть богоугодным, было отвергнуто: «Не десять ли очистились, да девять где?».

Да! Бог ждет от нас благодарности. Но его ангелы славословят непрестанно, зачем Ему наша благодарность? Ему это не надо, это надо нам, потому что благодарность рождает любовь к Благодетелю и исходит из любви к Нему. Когда нам что-нибудь подарят или как-то помогут, как мы любим дарителя, как мы любим помогшего.  Но что такое дар человеческий по сравнению с даром Божиим? Это как если  сравнивать ничто и всё. Ведь благодеяния Божии везде: и вокруг, и внутри нас. Если человек что-нибудь своё подарит, то это всё равно не его, но Божие. Что мы имеем своего, что мы не получили от Бога? И этот храм, и это облачение, и дыхание, и  сам человек - всё не наше, всё Божие. Человек должен вернуть себя Богу, отдать Богу  то, что принадлежит Ему: не кусочек малый, не часть какую-то, не зубы молочные, но всего себя, потому что Бог создал человека для Себя, мы - Божии. Так что должок за нами, вернуть надо и вернуть с благодарностью. Вернуть всего себя.
  
Как мы любим, когда нас благодарят, сделаем на две копейки человеку и думаем: а что он не благодарит? Нет, он благодарит, но как-то вяло, как-то не горячо, как-то через губу, как -то шёпотом, а надо горячо, надо на коленях и при всех. Помним об этих двух копейках всю жизнь: я ему, а он... неблагодарный. Но сами относимся к сделанному нам добру как к должному: а так и надо, все мне обязаны, все мне должны.


Мы вообще в какой команде? Где 9, или где 1? Или ни в какой? Вообще, чисты ли мы от проказы?  Может, мы еще не чисты. Может, мы ещё в проказе? Может, мы еще Бога и не встретили? Может, мы ещё даже и не знаем, что больны? Больны смертельно, что мы - трупы гниющие, прокаженные? А думаем, что у нас всё исправно и пахнет от нас духами дорогими, трупный запах принимаем за райское благоухание. И грехов у нас нет, и что говорить на этой исповеди? Непонятно! Какие грехи, какие болезни? Я здоров, это вокруг меня поликлиника,  это вокруг меня все прокаженные, но я - то здоров.

Понять, что ты болен, понять, чем ты болен, это уже полдела. И начинать искать Врача, начинать искать Того, кто избавит меня от меня самого, от меня нынешнего: гордого, тщеславного, себялюбца, и прочая, и прочая, и прочая...  Понять, что я сам себя мучаю, что я сам себе болезнь, сам себе головная боль. Сам, а не начальник, не жена, не дети, не атмосферное давление, не магнитные бури. Сам, сам, всё сам. И исправлять надо самому, самому надо принести свою проказу ко Врачу и умолять исцелить.

В притче не сказано, почему девять не пришли благодарить, но мы можем предположить, что они, настрадавшись, захотели быстрей вернуться к семье, к друзьям, к общению, к обычной человеческой жизни. Понятно по-человечески, а Бог не понял. «Кто любит отца или мать, сына или дочь больше Меня, тот не достоин Меня». Минутку Богу удели, а потом иди по своим делам. Первую мысль, первое слово Богу скажи, а потом говори с ближним. Но ни минуты, ни слова. Но часы лени, но тысячи слов пустых и праздных. А по-человечески понятно.

Мало, оказывается, очиститься, надо ещё эту чистоту принести Богу. Надо в брачной одежде прийти на пир Божий, а не в кабак. Надо быть не просто человеком культурным и воспитанным, причесанным и со вкусом одетым, надо быть человеком Божиим. Аминь. 

Иерей Алексей Прошаков
19.12.2021