Всё духовенство
-
Неделя 23-я по Пятидесятнице. Глас 6-й. Мчч. Платона и Романа.Сб. 30.11 17:00 Вечернее богослужение: 9-й час, Всенощное бдение, 1-й час.
Вс. 01.12 08:00 Утреннее богослужение: Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Вс. 01.12 09:45 Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста, Молебен Петру и Февронии.
-
Свт. Филарета, митр. Московского.
Вс. 01.12 17:00Вечернее богослужение: 9-й час, Великая вечерня, Утреня с полиелеем, 1-й час.
Пн. 02.12 08:00Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Иерей Алексий Юсупов
-
Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского.
Пн. 02.12 17:00Вечернего богослужения нет.
Вт. 03.12 08:00Утреннего богослужения нет.
-
Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Вт. 03.12 17:00Вечернее богослужение: 9-й час, Всенощное бдение, 1-й час.
Ср. 04.12 08:00Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Всё духовенство
-
Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа и мц. равноап. Апфии.
Ср. 04.12 17:00Вечернего богослужения нет.
Чт. 05.12 08:00Утреннего богослужения нет.
-
Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского.
Чт. 05.12 17:00Вечернее богослужение: 9-й час, Великая вечерня, Утреня с полиелеем, 1-й час.
Пт. 06.12 08:00Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Иерей Алексий Прошаков
-
Попразднство Введения. Вмц. Екатерины.
Пт. 06.12 17:00Вечернее богослужение: 9-й час, Великая вечерня, Утреня с полиелеем, 1-й час, Панихида.
Сб. 07.12 09:00Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Иеромонах Кирилл Перегудин
-
Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Отдание праздника Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Сщмч. Климента, папы Римского.
Сб. 07.12 17:00Вечернее богослужение: 9-й час, Всенощное бдение, 1-й час.
Всё духовенство
Вс. 08.12 08:00Утреннее богослужение: Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Вс. 08.12 09:45Утреннее богослужение: Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста, Молебен.
Всё духовенство
Вс. 08.12 17:00 Вечернее богослужение: Полиелейная служба свт. Иннокентию, еп. Иркутскому.Протоиерей Игорь Зуев
Начало утренних богослужений в будние дни в 8:00, вечерних — в 17:00.
Начало утренних богослужений в субботние дни — в 9:00, в воскресные дни — в 8:00 (на китайском языке) и в 9:45 (на церковнославянском языке).
В будние дни исповедь совершается во время утренних богослужений,
в субботу во время вечернего богослужения. В воскресенье начало исповеди в 9:30 утра.
Главная → Россия и Китай → Из истории Православия в Китае
Из истории Православия в Китае
Христианство в Китае: с времён апостольских до XIX века
Первые христиане прибыли на Китайскую землю ещё во времена апостолов. И если теперь спросить китайца, что он знает о христианстве, то он вспомнит о миссионерах, рассказывающих о Спасителе. Для китайцев эта тема стала частью их истории эпохи процветания Китайской империи, чему сохранились даже некоторые археологические доказательства, которые дополняет уже более поздняя история возникновения Русских Духовных Миссий в этой стране.
АПОСТОЛ ФОМА И ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ В КИТАЕ
Первые века по нашему летоисчислению для Китая были очень благоприятными, империя начала стабилизироваться, расцветали производство и культура, успешными была как внутренняя, так и внешняя политика. Именно в первые века христианство попало в эту цветущую империю. Существует предание, что первым христианином, прибывшим на Китайские земли, был сам апостол Фома с небольшим количеством учеников.
«Традиционно считается, что мученичество св. Фомы имело место в Индии в Мадрасе в 53 г. н.э. Таким образом, первый контакт христианства с цивилизацией Китая должен был состояться незадолго до этого времени». Также о том, что апостол был в Китае свидетельствует «Доминиканец Гаспар да Круз, прибывший в Китай в 1556 г., который сообщал со ссылкой на армянского паломника, что армяне располагают свидетельствами, что до своего мученичества в Индии св. Фома побывал в Китае, проповедуя Евангелие. Однако, по их словам, пробыв там несколько дней и увидев, что его деятельность не дает плодов, апостол Фома вернулся назад, оставив в Китае трех или четырех учеников».
Когда русские дипломаты в XVIII в. интересовались вопросом первых христиан в Китае, стало известно, «что и святой Апостол Фома или сам своею персоной, или через посланных от себя проведал китайцам благовестие Христово. Сего Апостола китайцы почитают во образе идола, называя Томо Хуши, сиречь Фома первый учитель».
Известно, что попало христианство в Китай так же, как и буддизм, из Индии, через горы, по шелковому пути, примерно в одно и то же время. Есть археологическое доказательство попадания раннего христианства в Поднебесную: одно из самых древних изображений Рождества Христова ― в провинции Цзянсу. «Вырезанные в камне библейские картины обнаружены в одной из гробниц восточнокитайской провинции Цзянсу. Археологи установили, что захоронение относится к династии Хань (25-220 гг. нашей эры). Помимо Рождества Христова на камне запечатлены сцены мироздания, искушения Евы и странствий апостолов...».
Уже в первые века сирийцы были связующими между Римом и Поднебесной. И возможно, что во II веке в Китай прибыли сирийские миссионеры. Есть сведения, которые подтверждают присутствие христиан в то время: «В Китае имеется каменный крест, который можно отождествить с христианством и датировать 247 годом. Также есть мнение о наличии в Пекине христианской епархии в V веке. Несомненно, административно Пекинская митрополия подчинялась Церкви Востока, и китайцы участвовали в выборах патриархов Вавилонских вплоть до XIIIвека». Но неизвестно, были ли это еретики, или это была община, не затронутая ересью, потому что нельзя узнать об основах догматики той общины.
К сожалению, у нас очень мало источников присутствия христиан в Китае до эпохи Тан, а потому утверждать, что сами китайцы приняли христианство в первые века весьма затруднительно. Достаточно затруднительно говорить и о сильном влиянии раннего христианства на китайскую культуру первых веков.
СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕСТОРИАНСКОЙ СТЕЛЫ
Несторианское христианство попадает на восток из Персии. В большей части из-за прихода арабов, из-за которых многие начали эмигрировать на восток, так как на Западе несториане были объявлены еретиками еще на Эфесском соборе. «Однако несториане, как известно, проникли в Китай еще до наступления арабов». Причина тому знаменитый шелковый путь, который связывал Китай и страны ближнего Востока через центральную Азию.
В 781 году в Сиане была сделана надпись на мраморной стеле. Данная стела является главным и самым значительным памятником проникновения христиан в Китай. Вокруг нее было много споров, ставился вопрос о том, кому из христианских Церквей она принадлежит и ее подлинность. Но сейчас никто не сомневается в том, что это подлинный памятник, созданный несторианами, для того чтобы увековечить память о том, когда и для чего они прибыли на эти земли. Стела (ее название Несторианская) была найдена в Китае в г. Сиань во время строительных работ. Надпись на стеле сделана на двух языках: китайском и сирийском. Текст стелы содержит 70 имен, записанных на сирийском языке, и более 1756 китайских иероглифов. Благовещение Самый верх памятника увенчан драконами, чуть ниже маленький крест, далее 9 иероглифов которые переводятся так: «Памятник распространения сияющей религии из Да-цинь в Китае». Из перевода текста, который написан на этом памятнике, становится ясно, что в 635 году монах с учениками привозит книги из Рима. В тексте на стеле сказано следующее: «В то время как светлейший император Тайцзун во славе и блеске начал свое счастливое царствование, просвещая свой народ и мудро управляя им, в царстве Великий Цинь жил человек высокой добродетели по имени Олопён; прорицая по светлым облакам, он принес сюда священные рукописи и, наблюдая за гармонией ветров, преодолел трудности и опасности».Текст разделен на 3 части: первая часть пересказывает Священное Писание, а вторая часть историческая, там было сказано: «В 9-й год Чжэн-Гу-ань Олопён прибыл в Чанъ-ань... Его рукописи были переведены в библиотеке. После того как в частных покоях учения эти были проверены, император признал их справедливыми и истинными и приказал проповедовать их и распространять...». В третьей части описывается сама вера.
В том же году был построен несторианский монастырь Да-циньсы, по приказу Тайцзуна, на деньги императорского дворца. Сам император в знак благоволенья сделал надпись на стене этого монастыря.
Многие китайцы стали несторианами. Из надписи на стеле известно, что в каждой области были построены церкви, и всего их было 358. Возможно, цифра преувеличена. В тот период с уверенностью можно говорить об 11 несторианских церквей.
На короткий срок несторианство попало в немилость императорскому двору, когда начала править императрица У-хоу (690-705), в связи с тем, что она была ревностная буддистка, а буддизм ощущал христианство острым конкурентом. Но после того, как на престол взошел Сюань-цзун (712-756), гонения прекратились и начался самый благоприятный период для несториан до 781 года.
Из известных китайцев того времени благоволил несторианам Цзы-и ― главнокомандующий китайской армией и первый министр империи. Он жертвовал много средств на восстановление и постройку церквей, раздавал милостыню монахам и священникам.
Также можно вспомнить Ису, который родился в семье несторианского священника, сам был одновременно несторианским священником и занимал высокий пост в армии Китая, его благотворительная деятельность и военные успехи прославили его на всю страну.
Или, например, епископ Адам, по китайски Цзин-цзин, ученый миссионер, обладал большими знаниями в области китайской литературы и филологии, был приглашен буддистами для помощи в переводе их религиозных книг. Именно он и составил текст вышеупомянутой стелы.
К середине IX в. благоволение сменилось гонением. «Когда в 845 г. император У-цзун повелел вернуться в мир буддийским и несторианским монахам. С этого момента начинаются преследования несторианства, а также прочих иноземных религий. В течение двух периодов ― эпохи 5-ти династий (907-959) и династии Сун (960-1279) ― несторианство практически не проявляет себя». Но важно заметить, что численность их достигает тридцати тысяч.
Ученый-миссионер XIX века Дж. Легга считал, что «несторианство не имело перспективы широкого развития и распространения в Китае, главным образом по той причине, что китайское общество было более развито и организовано, чем то, откуда прибыли несториане». Судя по его рассуждениям, можно утверждать, что несториане к XIXвеку в Китае не давали знать о своем существовании.
Вместе с несторианами в Китае присутствовала армянская монофизитская церковь, она была вынуждена уйти на восток после III Вселенского собора в г. Халкидон, так как была осуждена этим собором в V веке. В том же веке армянская община сложилась на юге Китая. В будущем армяне, жившие в поднебесной, помогли христианам Европы наладить контакт с Китаем. «В конце XIII ― начале XIV века одна армянка в Гуанчжоу на свои средства построила церковь, которую завещала Францисканскому ордену. В составе направленной Папой Климентом V (1305-1314) миссии в Китай был армянин Андреас Перусаци».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ДУХОВНЫХ МИССИЙ
Основание Российской Духовной Миссии в Китае тесно связано с историей ранних отношений России с Китаем. Первые русские, которые появились в Пекине, были казаки Петров и Ялышев. Иван Грозный отправил их, чтобы исследовать страны, лежащие за Байкалом. В своих путешествиях они добрались и до Пекина, но «не были приняты китайским императором Му-цзун, так как прибыли в столицу без надлежащей свиты и подарков».
В России в XVII веке расширилась граница с Китаем, и рядом был образован город Албазин, где стали устраиваться поселения. И уже в 1654 году в Китай было отправлено «Русское Посольство под начальством Байкова, но грамота Царя Алексея Михайловича не была вручена Богдыхану Щуньчжи, так как русские отказались от земных поклонов (кэ-тоу) и других унизительных условий придворного церемониала». Это посольство было самым первым, отправленным из России для создания отношений, но оно не дало особых результатов.
Русские границы все сильнее заселялись и расширялись. «Они стали быстро расселяться в Приамурском Крае, и в Москве решили учредить воеводство в Албазине. Первым воеводою был назначен Толбузин, прибывший к месту службы в 1684 году».
Китай не был доволен таким сильным развитием русских границ, поэтому предпринимались попытки всех разогнать, но русские возвращались на свои пепелища. В конце концов, по приказу императора Кенси, Китай начал готовиться к тому, чтобы уничтожить Албазин. «...Канси не пожалел на эту цель ни сил, ни издержек. Сделаны и заготовлены были огромные запасы провианта, при помощи католических миссионеров было отлито множество пушек. Против Албазина пятнадцать тысяч отборнаго войска со ста пушками и пятьюдесятью осадными орудиями». В самом городе находилось всего 450 казаков, с 3 пушками и 300 ружьями. Такую осаду городок бы не выдержал и поэтому он был сдан. Воевода Толбузин и основная часть казаков была отпущена в Нерчинск. «После сдачи Албазинского острога 26 июня 1685 г. 50 казаков с семьями были уведены в Пекин». В их числе находился и священник о. Максим Леонтьев, взявший с собой утварь и иконы. Одна из икон (свт. Николай Чудотворец), взятая о. Максимом и почитаемая казаками, сохранилась до сегодняшних дней. Казаков зачислили в знаменитое маньчжурское войско. Им была предоставлена в пользование монгольская кумирня, которая была переделана в православную часовню. «О. Максим стал отправлять богослужения в этом первом своем маленьком храме. Эта часовня была основным камнем фундамента, на котором создана наша Миссия, которая насчитывает сейчас около трехсот лет своего существования в Китае».
Следующий виток развития православия в Китае начался после заключения Нерчинского договора в 1689 году. По этому договору Россия получила право торговать в Китае. В Пекине начинают появляются торговцы из России, которые часто обращаются за помощью к албазинцам, так как не успели выучить китайский язык и изучить местные обычаи.
Правительство России, видя заботы о наших людях и дружественное расположение, просит Китайское правительство о разрешении допуска в Пекин Духовную Миссию. Китай отнесся к этому положительно. «После кончины доброго пастыря о. Максима, который отличался праведной жизнью, в 1712 году была послана в Китай первая Миссия из девяти членов». Миссию возглавил архимандрит Иларион (Лежайский), вместе с ним были один священник, один дьякон и шесть учеников.
После смерти архимандрита Илариона, начальником Духовной Миссии был назначен епископ Иннокентий, «человек выдающихся душевных качеств и больших знаний, но он не был допущен в Китай из-за противодействия католических миссионеров и получил назначение на епископскую кафедру в Иркутск». «Он является, по верованию православных китайских и русских людей, небесным покровителем Российской Духовной Миссии в Китае».
Рождество Христово «В 1725 году отправилось из России в Китай посольство Саввы Владиславовича Рагузинского, который в 1727 году заключил Кяхтинский договор. Этим договором определяется правильная торговля русских купцов и официально утверждается Российская Духовная Миссия в Китае».
30 декабря 1726 г. издан именной указ Екатерины I, повелевавший после окончания русско-китайских переговоров отправить новую миссию в Пекин. Выехала вторая миссия в 1729 году. «Новая Миссия прибыла во главе с архимандритом Антонием Платковским в составе одного священника, диакона и шести учеников. Архимандриту было дано звание мандарина пятой степени, а священнику и диакону — седьмой степени». Архимандрит Антоний провел грандиозную работу по развитию земель, принадлежащих миссии в Пекине, он выкупил землю, построил келии, облагородил территории, но, самое главное, «в 1732 году на Северном подворье (Бэй-гуан) была построена каменная церковь и освящена во имя Успения Божией Матери». Церковь строилась по китайской традиционной технологии и по образцу католического храма Бэйтан, но размером в половину меньше. В начале 40-х годов архимандрит был вызван из Пекина, из-за интриг, и даже был лишён сана, но «вместе с прочиею братией Антоний был представлен государыне, которая обратила на него внимание и, узнав о его участи, повелела возвратить ему прежний сан. Согласно с ее волей Антоний был назначен настоятелем Переяславль-Залесского Данилова монастыря, где и умер 15 июня 1746 года».
Преемником о. Антония стал архимандрит Иларион Труков. Караван, с которым шли члены новой Миссии, попал на Китайскую землю 9 июня 1736 года и лишь 10 ноября прибыл в Пекин. Архимандрит Иларион сразу освятил храм вместе с теми православными, которые были в Пекине. При храме основали Сретенский монастырь. «Караванные священник Иван и иерод. Виктор приступили к написанию образов в новоосвященную церковь, с каким расчетом и были они посланы в Китай». 2 марта 1742 г. коллегия иностранных дел донесла Синоду о смерти в Пекине начальника третьей Миссии ― архимандрита Илариона.
Четвертая Миссия во главе с архимандритом Гервасием пробыла в Пекине десять лет (1745-1755), хотя назначено ей было только пять. Члены этой Миссии пользовались большим уважением среди китайцев.
Начальник пятой Миссии архимандрит Амвросий Юматов (1755-1771) обладал выдающимися способностями и выказал себя как незаурядный дипломат, талантливый миссионер и хороший хозяин. Он давал Синоду подробные отчеты по своей работе, обратил внимание на заброшенное состояние албазинцев, которые утратили веру. Увещевая их и ставя в пример православных отцов, он крестил более двухсот человек и привел в должный вид и порядок церкви и все здания Миссии.
«В 1756-м году русское правительство отправило в Пекин курьером Василия Братищева, поручив ему выяснение вопроса о приезде в Россию китайского посольства, а также ему было поручено суметь получить разрешение на плавание русских судов по Амуру. Во всех этих переговорах архимандрит Амвросий был очень полезен Братищеву; последний послал правительству исключительно благоприятный отзыв о помощи, которую оказал ему архимандрит Амвросий».
Отдельное внимание необходимо уделить архимандриту Иакинфу (Бичурину). Это одна из самых выдающихся, но при этом неоднозначных личностей в истории нашей миссии в Китае. Преподавал в Казанской духовной семинарии, был отправлен под запрет на короткий срок. В Китае он оказался после назначения его главой 9-й Пекинской духовной миссии и настоятелем Пекинского Сретенского монастыря. В Пекин прибывает 10 января 1808 года. Он проделал гигантскую научную работу. Один сделал в пять раз больше, чем те, кто был до него. Уехал из Китая 15 мая 1821 года. Впоследствии его обвинили в халатном отношении к своим обязанностям и вновь запретили. Работал над своими трудами до конца дней, в 1853 году умер в своей келье Александро-Невской Лавры.
После архимандрита Иакинфа был архимандрит Петр (Каменский), но на фоне предшественника его труды не были оценены по достоинству, и большая часть осталась в рукописях, так и неизданная.
По поручению Российского Министерства Иностранных Дел, с полного согласия и одобрения Китайского Правительства, Российская Духовная Миссия в Китае до 1864 года нередко служила посредницей при дипломатических и торговых сношениях России и Китая и с большим успехом выполняла все возложенные на нее поручения. За время посредничества Миссии, в течение почти ста пятидесяти лет, между двумя великими народами — китайским и русским ― сохранялись наилучшие отношения. В ведении Миссии находились командируемые Министерством Иностранных Дел ученики, для изучения китайского, маньчжурского и тибетского языков. Из них потом вышли первые русские дипломаты и консулы на Дальнем Востоке.
Автор статьи: диакон Александр Поляк-Брагинский
Источник: Московская Сретенская Духовная Семинария