История русской миссии в Китае 俄罗斯对华传教史


Свящ. Пётр Иванов "Из истории христианства в Китае"

"Православные миссионерские станы в Китае в начале XX века"

 

Начало века стало временем многочисленных драматических событий в судьбах Православия в Китае. Летом 1900 г. Российская Духовная Миссия в Пекине была разгромлена ихэтуанями, более двухсот китайцев–православных приняли мученическую кончину, отказавшись предать свою веру по требованию повстанцев. Представители русского духовенства столкнулись с необходимостью заново отстроить миссию, благо на это имелись средства, выплаченные китайским правительством в качестве компенсации за понесенный ущерб. Кроме этого, в трудах миссионеров появилось новое направление — распространение своей деятельности в глубь страны. Развитие этого направления связано с личностью начальника 18–й Миссии архимандрита, а с 1902 г. — епископа Переяславского Иннокентия [Иоанна Аполлоновича Фигуровского (1863–1931)].

Сын священника Енисейской епархии, архимандрит Иннокентий с детства участвовал в миссионерской работе своего отца среди малых народов Сибири. Он воспринимал задачу проповеди Евангелия среди народов Востока как главную цель своей жизни. Сделав блестящую церковную карьеру, отец Иннокентий в 1894 г. стал ректором Санкт–Петербургской Духовной семинарии, в 1895 г. был назначен настоятелем Покровского «что на Убогах домех» миссионерского монастыря[364]. В 1897 г. он возглавил Российскую Духовную Миссию, причем, отправляясь в Китай, планировал усилить проповедь Православия в Срединной империи, уже не ограничиваясь Пекином и еще несколькими крупными городами.

 

Подробнее...

История Посольства

XVIIвек

История Посольства России в Китае неразрывно связана с историей Русской духовной миссии, более двухсот пятидесяти лет существовавшей на китайской земле. Из-за отсутствия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представителями российского правительства в Китае. Кроме того, Русская духовная миссия внесла огромный вклад в научное изучение Китая и воспитала целую плеяду известных русских синологов.

 

Подробнее...

Исторические фотографии Русской Православной Миссии в Китае

Снимок с аэроплана Российской Духовной Миссии в Китае.

 

Подробнее...

Ксения КЕПИНГ "Храм Всех Святых Мучеников в Бэй-гуане (Пекин)"

Кепинг Ксения Борисовна (1937–2002)русский востоковед-тангутовед, доктор филологических наук. Была ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения АН РФ

Построенный в Бэй-гуане1 (Пекин) на территории Российской духовной миссии храм Всех Святых Мучеников воплощал в себе идею миссионерского служения членов Миссии: здесь в одном склепе обрели вечный покой мученики-китайцы, погибшие за Православную веру, и их духовные пастыри — митрополит Иннокентий (Фигуровский) и архиепископ Симон (Виноградов), начальники соответственно 18 и 19 миссий.

 

 

Подробнее...

Православие в Китае в XX веке. Свящ. Поздняев Дионисий "Православие в Китае (1900-1997)".

ГЛАВА V

 Китайская Автономная Православная Церковь

 После отъезда из Пекина архиепископа Виктора китайское духовенство продолжало передавать церковное имущество китайским и советским (в Посольстве) властям. 16 июля 1956 г. в Пекине был закрыт храм Табынской иконы Божией Матери. Иконостас его был перевезен в Свято-Серафимовский храм на кладбище, а ризница была перемещена в библиотеку (на территории Бэйгуаня). Свято-Серафимовский храм пострадал во время дождей - необходим был ремонт крыши. Отдел культов отказал помочь, полагая, что ремонт церковного здания целиком должен быть выполнен за счет Церкви.

Подробнее...

Начальники русских миссий в Китае

        Вплоть до второй половины XIX века миссии высылались приблизительно с частотой раз в десятилетие. В случае смерти начальника миссии до истечения срока, новый начальник прибывал на смену лишь в составе следующей миссии.

 

1-я миссия 1717-1728 - Иларион (Лежайский), архим., (+ 1717)
2-я миссия 1729-1735 - Антоний (Платковский), архим.
3-я миссия 1736-1745 - Иларион (Трусов), архим., (+1741)
4-я миссия 1745-1755 - Гервасий (Линцевский), Переяславский, архим.
5-я миссия 1755-1771 - Амвросий (Юматов), архим., (+1771)
6-я миссия 1771-1781 - Николай (Цвет), архим.
7-я миссия 1781-1794 - Иоаким (Шишковский), архим.
8-я миссия 1794-1807 - Софроний (Грибовский), архим.
9-я миссия 1807-1821 - Иакинф (Бичурин), архим.
10-я миссия 1821-1830 - Петр (Каменский), архим.
11-я миссия 1830-1840 - Вениамин (Морачевич), иером., затем - архим.
12-я миссия 1840-1849 - Поликарп (Тугаринов), архим.
13-я миссия 1850-1858 - Палладий (Кафаров), архим.
14-я миссия 1858-1864 - свт. Гурий (Карпов), архим.
15-я миссия 1865-1878 - Палладий (Кафаров), архим.
16-я миссия 1879-1883 - Флавиан (Городецкий), архим.
17-я миссия 1884-1896 - Амфилохий (Лутовинов), архим.
18-я миссия 1896-1931 - Иннокентий (Фигуровский), архим., с 1902 г. - еп. Переяславский, с 1918 - Пекинский, с 1921 - архиеп., с 1922 - архиеп. Пекинский и Китайский, с 1928 - митр.
19-я миссия 1931-1933 - Симон (Виноградов), архиеп. Пекинский и Китайский.
20-я миссия 1933-1956 - Виктор (Святин), еп. Пекинский и Китайский, с 1938 - архиеп.


А. Б. Ефимов "Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви" (от возникновения до XX в. включительно)

1. Православие в Китае до начала XX века.

Пекинская миссия была самой ранней по времени основания из внешних, зарубежных миссий Русской Православной Церкви.

По церковному преданию, христианство проповедовал в Китае еще ап. Фома. Предание об этом сохранилось у христиан Индии. Об этом свидетельствует, в частности, служба ап. Фоме, помещенная в Минее Малабарской Церкви. Возможно, проповедь в Китае происходила незадолго до мученической кончины апостола в Индии, в Мадрасе, в 53 г. Книга Соборных постановлений говорит о епископских кафедрах в пределах Китая...

 

Подробнее...