Александра Атавина "Немного о каллиграфии"

Когда мы слышим слово «каллиграфия», то у кого-то в памяти первым делом всплывают воспоминания о школьных прописях, у кого-то о росчерках пера на рукописях Пушкина. Некоторые могут вспомнить о китайских или японских иероглифах, рисуемых кистью по шелку или бумаге, или о граффити в переходах.

Но на самом деле люди, не связанные напрямую с искусством шрифта, о каллиграфии знают немного. И данная небольшая заметка призвана познакомить нас с этим явлением ближе.

 

Каллигра́фия (от греч. καλλιγραφία — «красивый почерк») — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё ее часто называют искусством красивого письмаСовременное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».

Поскольку нельзя объять необъятное, поговорим лишь о европейской каллиграфии, с надеждой на то, что кто-нибудь более знающий напишет о каллиграфии Китая, Японии или арабской.

Итак, сейчас каллиграфия - это искусство. Но до изобретения в 15 веке книгопечатания все книги были рукописными, и каллиграфия была не только искусством, но и необходимым ремеслом. Распространение грамотности среди населения могло быть широким или крайне небольшим, но люди, избравшие профессию писца, всегда составляли особый слой населения.

Огромную роль в развитии каллиграфии сыграло распространение христианства. Тексты Священного Писания, богослужебные, житийные требовались в каждый храм, при монастырях организовывались скриптории, где монахи занимались переписыванием священных текстов и иллюминированием рукописей.

Справедливости ради стоит сказать, что в мире мусульманском священные тексты также имеют основополагающее значение и каллиграфия мусульманских стран достигла высочайшего уровня развития, являясь и священным ремеслом, и отточенным искусством.

На создание рукописного текста уходит много времени: например, чтобы переписать четвероевангелие требовалось около года - понятно, что книги ценились очень высоко.

Кассиодор - римский историк, латинский христианский писатель, живший в VI веке - прославляя труд переписчика, говорил: «Прекрасна воля, похвальна усидчивость тех, кто вещает людям рукою, отверзает язык перстами, несет молчаливое добро и борется против зла пером и чернилами…»

С древности и до наших дней существует огромное количество различных инструментов для письма: перья и кисти, тростниковые, деревянные и даже стеклянные палочки, стальные перья. Сейчас используют металлические перья разных видов – остроконечные и ширококонечные с прямыми или наклонными срезами, специальные кисти, маркеры и огромное количество новомодных изобретений, весьма облегчающих труд каллиграфа и позволяющих добиться впечатляющих художественных эффектов.

1

Из всего многообразия каллиграфических техник хочу поговорить именно о истории письма ширококонечным пером, которое наиболее характерно для Европы. Тем более, что его применение охватывает период с расцвета Римской империи вплоть до XVIII века, когда оно было вытеснено остроконечным пером. На самом деле, это не обязательно гусиное перо.  Это может быть и тростниковое (калам), и деревянное, и плоская кисть, и современное стальное перо - дело в форме, которую придают кончику инструмента. Пишущая поверхность пера может быть разной ширины. Главное, что при работе его держат под определенным углом к линии строки (угол наклона разный для разных шрифтов) и за счет этого толщина штриха в процессе письма меняется.

В конце 19 века, когда техника с использованием ширококонечного пера была уже более ста лет как забыта, даже не верили, что средневековые писцы не вырисовывали старательно каждое утончение и расширение буквы, а писали ее в несколько простых движений.

Возродил технику английский типограф и каллиграф Эдвард Джонстон (1872-1944). Именно с его именем связано современное развитие каллиграфии широким пером.

 

Сейчас мы делим шрифты на две большие группы – печатные и рукописные. Но в древнем мире их можно было бы разделить скорее на другие две группы – рукописные и выбитые на камне.  И эти, столь различные по технологии изготовления надписи сильно влияли друг на друга.

Основой для большинства европейских шрифтов послужил греческий капитальный (capitalis — главный) шрифт, появившийся в VIII в. до н. э. Он совершенствовался, развивался и получил окончательную завершенность в римском капитальном шрифте. Как и греческий, он не имел различия между заглавными и строчными знаками. Такой шрифт применяли для торжественных надписей на камне - образцом может служить надпись на колонне в Риме, сооруженной в честь побед императора Траяна.

2

Техника работы на камне определяла стилевые особенности римского капитального шрифта. Он имел четкую и ясную конструкцию, строгое геометрическое построение и безупречные пропорции.

В подражание ему, для важных государственных или деловых документов римляне создали капитальный или по-другому квадратный рукописный шрифт.

3

 Но то, что хорошо для камня, для письма обернулось целым рядом недостатков; буквы больше вычерчивались, чем писались, геометрическая точность форм затрудняла и замедляла написание текста. Постепенно шрифт эволюционировал в сторону все более беглой и размашистой формы и возник новый вариант письма, названный «рустика» - в переводе «деревенский, простецкий».

Однако шрифт оказался не так уж и прост - прекраснейшие тексты Вергилия и другие античные манускрипты написаны рустикой. Еще в IV веке рустикой писали целые книги, а позднее (она сохранялась до XI века, несмотря на развитие новых видов шрифта) ею пользовались для выполнения заглавий и декорирования книг.

4

Другим вариантом рукописного латинского шрифта был курсив. В курсиве буквы упрощались, соединялись друг с другом, утрачивали некоторые детали. Он использовался для повседневных записей, причем писали часто не пером по папирусу, а металлом по воску. Каждый образованный житель империи – а образование тогда было довольно доступно – имел при себе древнеримский вариант современного планшета в виде деревянных табличек с восковым покрытием, где острым концом стилуса писался текст, а широким – стирался.

5

Стоит запомнить, что во все эпохи, наряду с основным, используемым для важных записей почерком, существовал и облегченный, более скорописный его вариант.

 

Ни одно искусство, кроме архитектуры, не выражает так ясно стиль эпохи, как шрифт. В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру стал все более проникать мотив круглых сводов. Тот же принцип округления стал появляться и в письме.  Уже в одном из произведений третьего столетия, написанном в Египте, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма или – по другой версии – возникшие под влиянием сирийского письма. В IV веке возникает новый шрифт - унциальное письмо (scriptura uncialis).

Унциальный шрифт или просто унциал можно назвать первым «воцерковленным» шрифтом. Пришедший на смену капитальному и рустическому шрифтам он господствовал на страницах рукописей с IV по VIII век (хотя использовался и значительно позднее) и область его применения распространялась от Северной Африки до Ирландии – практически по всей территории, где утвердилось христианство. Естественно, что существовали различия в начертаниях унциального письма в разных странах, для разных языков, но в целом характер этого округлого, простого в написании и чтении гармоничного шрифта узнается с первого взгляда. Большинство текстов, написанных унциалом – это священное писание и богослужебные книги: существует даже название одного из поздних почерков – «литургический унциал» (IX- XIIвв.).

Если сравнивать этот шрифт с предшествовавшими ему римскими рукописными шрифтами, то можно увидеть, как сильно он от них отличается. Не в последнюю очередь это произошло из-за того, что для кодексов стал использоваться пергамент, не имевший, в отличие от папируса, волокнистой структуры и потому способствовавший большей беглости письма.

 

 6

Как бы сильно не отличался по внешнему виду унциальный шрифт от предшествовавших ему капитального и рустики, было многое, что их объединяло: отсутствие разделения на строчные и прописные буквы, отсутствие пробелов между словами, минимальные выносные элементы. Так что все эти шрифты относят к одной группе – маюскулы (от лат. majusculus — несколько больший).

Кстати, первый славянский рукописный шрифт – устав также принадлежит к этой группе и содержит в себе многие элементы унциала являясь, по сути, его разновидностью.

 

Новый этап в развитии шрифта начался в VIII — IX вв., когда сложился новый тип письма, названный минускулом (лат. minusculus — очень маленький). С его возникновения отсчитывается появление строчных букв, от которых ведут происхождение строчные буквы современного алфавита. Слова разделены хорошо заметными пробелами, а не точкой, как раньше, многочисленные выносные элементы (по-простому это хвостики букв j, l, b, q и прочих) облегчают чтение.

Принято считать, что первый минускул появился во времена правления французской династии Каролингов и потому его называют каролингским минускулом. Об этом говорится во многих популярных статьях по истории шрифта. На самом деле все не так просто. Минускульное письмо возникло еще во II в. в латинском рукописном письме, с III в. получило широкое распространение и использовалось наряду с капитальным, рустическим и унциальным шрифтом как скорописный вариант. При каролингском дворе, его, собственно, лишь повысили до ранга шрифта, используемого для официальных документов и книг. Часто этот шрифт называют скорописным вариантом унциала.

7

В позднем каролингском минускуле появляются изменения: усиливается вертикальный штрих, уплотняется написание букв, округления как бы надламываются. Эти изменения означают переход к готическому шрифту, распространившемуся по всей Европе. И здесь опять требуется уточнение: не по всей Европе, а только по странам, исповедующим католичество.

 

Как и в случае унциального, появление готического шрифта ознаменовало новый исторический этап. Ни в Византийской империи, ни на Руси готический шрифт не использовался. Так постепенно проявлялся в культуре прошедший в XI веке духовный водораздел между православием и католицизмом.

Возникло готическое письмо в скрипториях на севере Франции приблизительно в середине XI века, но распространилось в латинской Европе позже, в XII столетии, то есть за столетие до соответствующего архитектурного стиля.

Готический шрифт внес новшество в саму эстетику письма. Самый ранний готический шрифт — текстура (от латинского textura – ткань), характеризуется общей темной картиной письма, сжатостью букв и изломами.

 

8

Плотно и равномерно покрывающий пергамент, он действительно напоминает ткань.  Можно сказать, что впервые страница книги стала выглядеть не строками собранных в слова букв, а единым монолитом текста. Буквы практически потеряли округлые элементы и за счет этого их можно было писать максимально сжато и максимально их стандартизировать. Правда, довольно сильно снизилась легкость чтения.

 

Возможно, переход к такому стилю письма можно объяснить тем, что, начиная с XII века пергамент в Западной Европе, в Византии и в странах Восточной Европы выделывался по-разному: западноевропейский пергамент при заключительных операциях обрабатывался пемзой и специальными полукруглыми лезвиями, то есть разрыхлялся; часто в него втирался мел. При этом он получал бархатистую фактуру, несмотря на то, что мог быть очень тонким, почти прозрачным. Греческий пергамент, наоборот, обрабатывался таким образом, чтобы поверхность его стала гладкой и лощеной.

Западноевропейский пергамент с его бархатистой и пористой поверхностью прекрасно впитывал в себя краски и чернила. Именно поэтому книжную миниатюру Западной Европы отличает от греческой, балканской и русской лучшая сохранность. Гладкий византийский пергамент оказывался более удобным основанием для письма и живописи, нежели западноевропейский, который требовал от художников и особенно от писцов несравненно больше физических усилий для преодоления шероховатости фактуры и плотного мелового покрытия. Понятно, что при такой основе отсутствие округлых элементов в знаках весьма облегчало работу.

Готические шрифты составили огромное семейство и для того, чтобы рассказать о них подробно нужна целая монография. На протяжении своего существования в различных странах готическое письмо приобрело особые местные черты и названия. К крайней готике относятся текстура и ротунда (круглоготическое итальянское письмо), к поздней готике — швабский шрифт (XV в.) и фрактура (XVII в.). Также существовал готический вариант скорописного письма как смесь «простой» скорописи с «высокой» готикой. Он назывался, подобно плоду неравного брака, «бастарда».

 Особенности изготовления пергамента и бумаги, их дороговизна, возможность, за счет стандартизации букв, сгладить разницу в почерках нескольких писцов, работавших над одной книгой – все это объясняет возникновение нового стиля письма с практической точки зрения.

И все же то, с какой полнотой готический стиль отразился во всех видах искусств, проявился во всех сферах жизни средневековой Европы, вызывает удивление. Считается, что кардинальная смена стиля в искусстве является следствием глубинных процессов в человеческом сообществе, ведущих к кардинальной смене мировоззрения, и в данном случае первым провозвестником такой смены явился именно шрифт.

Само название «готика» было предложено в XV веке деятелями итальянского возрождения, считавшими такой стиль (в архитектуре ли, в скульптуре, живописи или шрифтах) «варварским» и противопоставлявшими его столь почитаемой ими античной культуре. На самом деле к древнему народу готов этот стиль не имел никакого отношения - просто для итальянцев слово «гот» и слово «варвар» были синонимами.

Эпоха возрождения, начавшаяся как общественно-политическое и культурное движение в Италии в ХIV в., с изучения памятников античной литературы и искусства, поставила себе целью построить новую культуру на основе чистых античных образцов. Рост городского населения, развитие торговли и ремесел вызвали расширение круга образованных людей. Расширение образования влекло за собой увеличение производства книг. Новая секулярная культура, новые темпы жизни, нарастающий торговый оборот и, соответственно, торговая переписка требовали новых, приспособленных к их нуждам видов письма.

Выдающийся поэт и гуманист итальянского Возрождения Франческо Петрарка (1304 – 1374 г. г.) не только собирал рукописи, но и сам был прекрасным каллиграфом. Ему приписывается создание нового вида шрифта, послужившего в дальнейшем образцом для многих типографских и рукописных шрифтов.

В XIV веке гуманисты, начиная с Петрарки, стремясь преодолеть наследие «темных веков» искали и собирали труды античных авторов и, поражённые красотой и удобочитаемостью текста по сравнению с готическим, принялись копировать, старательно повторяя характер шрифта, поскольку были уверены, что рукописи лежат перед ними в подлиннике. Но каллиграфы Ренессанса на самом деле возродили не античный, а предшествовавший готическому каролингский минускульный шрифт, поскольку дошедшие до их времени античные тексты в большинстве своем были переписаны в эпоху раннего средневековья именно этим, более простым, «светским» вариантом унциального письма.

Из копирования и дальнейшей переработки родился новый шрифт, названный гуманистической антиквой (от латинского antiquus —древний). Есть и другие варианты названия - новокаролингский, или гуманистический шрифт или просто антиква. Первоначально он появился во Флоренции в начале XV в. Вскоре гуманистическая антиква стала общепризнанным шрифтом для манускриптов светского содержания. Существовало два ее вида: прямая и наклонная (для быстрого письма). В качестве прописных применялись буквы римского капитального письма. Труды по созданию нового шрифта увенчались безусловным успехом. Беглость, простота, удобство в письме и чтении пошли не во вред красоте, наоборот. В шрифте нет искусственности, надуманности, он продолжает традицию прекрасных средневековых шрифтов, но несет в себе и отпечаток рациональности новой эпохи.

9

Ко времени изобретения книгопечатания в Европе употребляли около пяти основных рукописных шрифтов, делившихся на две группы: готические и гуманистические. Первая половина ХV в. считается временем наивысшего расцвета производства рукописных книг. Все возрастающая потребность в книге заставляла искать более дешевые и скорые способы ее изготовления. Начинаются разработки в этой области. Все технические предпосылки для изобретения нового вида производства книги – бумага, уровень технической мысли – к XV в. были налицо. В середине 1440-х годов Иоганн Гутенберг — немецкий первопечатник, первый типограф Европы, создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю в целом.

 

Посмотрим на историю русских рукописных шрифтов.

Шрифт, которым написаны первые книги на церковнославянском языке называется устав. На первый взгляд, при сравнении его с теми же готическими или раннесредневековыми шрифтами он производит впечатление довольно простого в написании и не слишком нарядного.  Однако попробовав самостоятельно писать уставом, понимаешь, насколько он труден. На мой взгляд это самый сложный из всех европейских шрифтов.

10

Знаки устава не сколько пишутся, сколько рисуются. В нем нет абсолютно никакого намека на беглость. Наклон пера изменяется от знака к знаку и даже в процессе написания одной буквы. От писца требовалась кроме искусности высочайшая степень внимания и сам процесс был не быстрый. Если можно было бы в одном слове обозначить характер уставного шрифта, то более всего подошло бы слово «аскетичность». Труд, который прилагался в процессе переписки священных текстов, вел к молитвенной сосредоточенности, а отсутствие механистичности позволяло прочувствовать каждое выводимое пером слово. Кстати, чтение устава также требует большого напряжения.

Такую сложность в написании отчасти можно объяснить тем, что изобретенный совсем недавно кириллический алфавит еще не был «обкатан». Общая тенденция развития всех рукописных шрифтов от относительной сложности ко все большей беглости и наша страна в этом смысле не является исключением.

 

Следующий этап развития русских шрифтов - полуустав. Собственно, минускульный вариант устава. Полуустав органически развился из устава и отличается от него меньшим размером, относительной простотой в написании, большей динамичностью, более длинными выносными элементами. На основе полуустава был разработан алфавит для первых русских печатных книг и сейчас богослужебная литература печатается с гарнитур, близких или идентичных полууставу.

12
     Скорописный шрифт или скоропись возникла из полуустава во второй половине XIV в. В начале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава, но во второй половине XVI века, а особенно в начале XVII века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи. В конце века скоропись уже вполне сформировалась. Внешняя картина скорописного письма имеет ярко выраженный характер, столь сильно отличающийся от полуустава, что поверить в родство этих шрифтов с первого взгляда довольно сложно. Оно отличается округлостью букв, плавностью и максимальной упрощенностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур, сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных букв и длинные выносные элементы, а также крупные прописные. Скоропись использовалась в основном для делопроизводства и переписки, являясь как бы русским вариантом гуманистического курсива - не по начертанию букв, а по области применения. Вообще, картина письма весьма экспрессивная. Многие образцы скорописи выполнены с шиком - иначе и не скажешь, глядя на эти лихие росчерки пера - но часто в ущерб удобочитаемости.

 

13
     К первой половине XVIIIвека заканчивается формирование скорописи, называемой историками древнерусской. Начинается следующий этап развития скорописи на Руси. Как и многое другое, он явился следствием реформ, проведенных Петром I. Был реформирован алфавит - из азбуки исчезли десять букв и появилось четыре новых (Э, Ё, Й, Я), были отменены надстрочные знаки. Все книги кроме богослужебных печатались новым, гражданским, разработанным на основе латиницы, шрифтом. Скоропись также была изменена. Как и новый печатный шрифт, она получила название гражданской.

Появление более простого, удобного и понятного письма способствовало развитию русской словесности, распространению грамотности и просвещения. В дальнейшем развитии гражданской скорописи сказывается влияние латинской письменной системы. Вместо ширококонечного начинают писать остроконечным пером. Унификация форм букв в XVIII—XIX вв. как в канцеляриях, так и школах привела в XIX в. к возникновению рукописного шрифта, который практически без изменения используется в наше время.

 

Существует еще один вариант русского рукописного шрифта - вязь. Это особое декоративное письмо, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент - отсюда и название. Буквы вязи различны по высоте, часто соединены, слова сокращены и слитны.

Вязь была излюбленным декоративным видом кириллицы на Руси, она очень широко применялась в декоративно-прикладном искусстве. Вязь встречается и на предметах быта, в шитье, в иконописи, на стенах храмов, но в первую очередь - в оформлении книг.

Главная задача - красиво разместить определенное количество слов в пространстве одной строки. Чем более вязь декоративна, тем более трудночитаема. Это свойство использовалось в конспиративных целях –отдельные виды вязи служили тайнописью.

Однако вязью писались изредка даже целые рукописи.

Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века, но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приёмами. Византийская вязь с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян, от которых к концу XIV века пришла на Русь.

К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Считается, что лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване Грозном в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде.

 

14
        В течение XV—XVI веков орнаментальная вязь все сильнее усложнялась. Строчные буквы вытянулись так, что их высота иногда стала превосходить ширину в десять раз. В этом, весьма трудночитаемом, письме смысловая сторона отступает на второй план, на первый выступает увлечение "узорочьем". Правда, такие вычурные буквы дают понять, что потрачено время, уделено внимание и значит психологически указывают на важность написанного, призывая прочесть - если, конечно, сможешь.

В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний. Но с конца этого столетия искусство рукописной вязи развивалось лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое процветало даже в XIX веке.

 

Уже было сказано, что характер рукописных шрифтов каждой эпохи индивидуален, но лучше всего это можно прочувствовать, начав заниматься каллиграфией самостоятельно - через кончики пальцев. Разные начертания букв, разная пластика и эстетика каждый раз создают особенное настроение. Спокойная плавность широких движений пером при написании знаков унциального письма противоположна коротким угловатым движениям, которым выписываются буквы готической фрактуры, кажущаяся простота гуманистического письма требует точного глазомера, твердой руки и безупречного чувства ритма – в каждом из шрифтов заключен целый мир.

Мы живем в окружении потоков информации в самых разных ее проявлениях и в том числе - огромном количестве текстовой информации, живем в окружении букв и настолько к этому привыкли, что не обращаем на них внимания.

Еще несколько поколений назад далеко не каждый умел читать и писать, а если заглянуть еще глубже в прошлое, то само искусство чтения и письма считалось делом сакральным. В современном мире мы все реже пишем от руки. В 50 – 60 годы двадцатого века в школах пользовались не шариковыми ручками, а стальными перьями и чернилами и красивый почерк не был редкостью. Было такое понятие как рукопись. Сейчас оно тоже есть, только текст написан не от руки, а набран на клавиатуре компьютера. Нельзя не признать, что это удобней, проще, быстрее... И тем не менее мы сами не знаем, что потеряли. Мы все время торопимся, не успевая в постоянной спешке прочувствовать то, что делаем в данный момент.

Умение красиво писать от руки уходит из повседневности, оставаясь как в заповеднике в области искусства.

Для того чтобы вывести буквы пером надо сначала остановиться. Подготовить рабочее место. Убрать все лишнее и мешающее, успокоиться, сосредоточиться и немало потратить времени и усилий, прежде чем надпись красиво ляжет на бумагу. То, что легко досталось, дешево ценится. А написанное с трудом и тщанием заставляет внимательно и вдумчиво вглядываться в его содержание. Через каллиграфию восстанавливается ценность слова.

Лекция "Каллиграфическая история Руси и Западной Европы" Дмитрий Петровский https://vk.com/videos266512773?z=video-130674026_456239034%2
 
Средневековая каллиграфия  https://vk.com/video-90881366_456239021
 
Каллиграфия Алексея Чекаля  https://vk.com/video-120718045_456239019
 
Петр Чобитько. Санкт-Петербургская школа каллиграфии https://vk.com/video-39187403_167488948

 Автор статьи - Александра Атавина