Китайское подворье 中华会馆

История Китайского подворья в Москве

Учрежденная Святейшим Синодом Российская Духовная Миссия действовала в Китае с 1713 года. Начало XX века было отмечено значительным расширением сферы деятельности Миссии, в чем несомненная заслуга начальника XVIII Миссии епископа Переяславского (позднее – митрополита Пекинского) Иннокентия (Фигуровского). Так возникли подворья в Харбине, Дальнем, на станции Маньчжурия Китайско-восточной железной дороги, Санкт-Петербурге и, наконец, в Москве.

6 марта – 1 апреля 1908 года Святейший Синод принял определение об учреждении московского Подворья Российской Духовной Миссии в Китае и подчинении его митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию. Практически же Подворье было устроено в Москве на углу Покровской и Ирининской улиц (в советское время — Бакунинская и Фридриха Энгельса) летом 1913 года.

 

ул. Бакунинская, д. 301967 pЗдание Подворья, 1967 г.

 

Созидание московского подворья проходило при самом активном участии одного из самых деятельных членов XVIII Российской Духовной Миссии в Китае архимандрита Авраамия (Часовникова, 1864-1918). Его трудами на Подворье появился небольшой храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, который был освящен 18 октября 1914 года.

 

В начале XX в. при миссии была основана семинария, где обучались китайцы-катехизаторы. Требовалось посылать их в Россию для получения более основательного богословского образования. Во время первой мировой войны на территории подворья был открыт небольшой лазарет для раненых воинов на пять коек.

 

После революции советская власть не сразу разобралась, что такое Пекинская духовная миссия и включила ее подворье в не имеющий даты “Список инославных (еврейских, магометанских и др.) зданий религиозного культа” . Из документации отдела юстиции московского совета рабочих и крестьянских депутатов явствует, что в 1918-1920-х годах особые усилия были направлены на срочную ликвидацию домовых церквей, к которым по сути относился и Предтеченский храм на подворье. Многочисленным эмиссарам отдела юстиции выдавались мандаты, разрешавшие им расправляться с церквями по собственному произволу. Тем не менее, подворью удалось еще некоторое время сохраняться.

.

1980 г.Здание Подворья, 1980 г.1980ул. Бакунинская, 1980 г.

Церковь на подворье была закрыта в 1920-х годах. В конце апреля - начале мая 1922 г. проводилось организованное ограбление храмов района Москвы, превратившегося из Басманного в Бауманский. К этому времени церковь подворья уже была опечатана. Как значилось в составленном по этому поводу 26 апреля протоколе, “...опечатана печатью Отдела Управления Московского Совета документов опричине опечатания церкви не оказалось” (сохранена орфография подлинника).

С тех пор в Предтеченском храме, видимо, уже не совершались Богослужения. В начале же 1923 г. здания подворья были отданы под склад имущества ликвидировавшихся домовых церквей. До начала 1930-х годов в этом районе еще сохранялось китайская община.

В 1978 г. была снесена часть здания по Покровской (Бакунинской) улице № 30, где находилась церковь, к 1990 г. на месте подворья образовался пустырь. Сейчас на этом месте частично стоит жилой дом № 26 по улице Бакунинской и проходит третье транспортное кольцо.

Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 27 декабря 2007 года, отметив 50-летие образования Китайской Автономной Православной Церкви, решил продолжить усилия, предпринимаемые Отделом внешних церковных связей в диалоге с китайской стороной по нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви, а также счел полезным открытие в Москве Подворья Китайской Автономной Православной Церкви.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 7 февраля 2011 года на базе московского храма святителя Николая в Голутвине было учреждено Китайское Патриаршее Подворье, настоятелем которого назначен протоиерей Игорь Зуев, китаист по светской специальности.

 mул. Бакунинская сегодняМесто на котором находилось Китайское подворье

По статье: священник Петр Иванов. История возникновения Московского подворья Пекинской духовной миссии // Китайский благовестник. М.:1999. № 2