Анастасия Тимохина "Ювелирное изделие, его становление и развитие"

Ювелирное изделие – весьма заметная часть современной художественной культуры. Этапам его изготовления в различные исторические периоды сегодня уделяется большое внимание. Творческая практика в производстве ювелирных украшений – это сложное сплетение традиционных и новаторских методов работы. Одни коллективы создают проекты эксклюзивных, неповторимых изделий для традиционных «ручных» или «полуручных» технологий, другие широко пользуются технологичными методами проектирования, третьи уже освоили методы автоматизированного проектирования украшений с использованием компьютерной техники.

Чтобы понять, что такое проектирование, как и почему оно возникло в ювелирном искусстве, обратимся к истории. Историей художественного проектирования ювелирных украшений считается огромный временной период от возникновения первых украшений у племен, населявших территорию индоевропейской цивилизации, то есть Европы и полуострова Индостан, до возникновения современного, так называемого промышленного, производства ювелирных изделий.

Предыстория ювелирного искусства индоевропейской ойкумены связана с несколькими культурами, оказавшими наибольшее влияние на формирование облика современных европейских и русский ювелирных украшений. Прежде всего, это культура Древнего Египта, а также Греции и Индии.

 

1      2

Рис. 1 Древнеегипетские украшения.

Именно в древнем Египте украшения стали украшениями, приобретя не только сакрально-мистическое значение, но и декоративность. Ансамбль ювелирных украшений отвечал мировоззрению древних египтян (рис. 1). Помимо божеств, египтяне изображали на своих украшениях и явления природы, и для каждого существовал свой символ. Самым крупным украшением, входящим в древнеегипетский канонический ансамбль, являлись крупные ожерелья, носимые на груди и закрывающие сердце, которое считалось главнее мозга, потому как именно в нем заложен источник жизни. Браслеты носились на предплечьях и запястьях, украшения головы закрывали середину лба.

Украшения Древней Греции отличаются рельефностью и натуралистичностью изображаемых растений, животных, мифологических персонажей (рис. 2). Центр композиции в ансамбле украшений располагается на голове и руках. Большинство украшений, помимо своего сакрально-мистического значения, еще и функционально: распространены диадемы, скрепляющие прически, фибулы, застежки.

 

3      4

Рис. 2 Древнегреческие украшения.

Так же, как и в случае с остальными культурами, Канон Древней Индии формировался на основе мировоззрения многочисленных народов Индии (рис. 3). Ансамбль украшений древней Индии строится по вертикали, украшения своими центрами проходят через проекции «энергетических точек» на фигуре человека. Большинство видов современной закрепки драгоценных камней, а также современных типовых форм украшений имеют индийское происхождение, из-за большой моды на восточную культуру.

 

5     6

Рис. 3 Древнеиндийские украшения

Древнерусское ювелирное искусство прошло длинный путь развития от достаточно простых и практически не декорированных предметов, до более пластичных, «воздушных» форм (рис. 4). Носились украшения на краях одежды, на вороте, на рукавах, висках, около края платка. Украшения были тесно связаны с одеждой и носили ярко выраженный национальный характер.

 

8     7

Рис. 4 Древнерусские украшения: браслет из мартыновского клада (слева), реконструкция О.В. Федорова (справа).

Что примечательно, места расположения ювелирных украшений в рассмотренных культурах практически одинаковы. Разница между ними заключается, прежде всего, в религиозных воззрениях каждой из культур, в расположении «композиционного центра» в ансамбле ювелирных украшений и особенностями орнамента каждой из рассмотренных культур (рис. 5).


Таким образом, традиционные ювелирные украшения канонического периода составили основу для дальнейшего развития ювелирного искусства.

 

9 10 11 12

Рис. 5 Схема расположения украшений на человеке согласно канонам рассмотренных народов

Процесс перехода от канонической культуры к проектной начался с христианизации и глобализации европейской культуры. В период с VIII по XIII века, названный Средними веками, центрами развития ювелирного искусства становятся монастыри. Поэтому большинство ювелирных украшений той эпохи представляли собой изделия религиозного толка (рис. 7).

В эпоху Возрождения появляются первые зачатки проектной культуры в сфере ювелирного искусства. Появляются первые трактаты о ювелирном деле и проектные изображения ювелирных украшений. Один из таких «эскизов» был обнаружен в Северной Италии и датирован серединой XVI века (рис 6).

 

13

Рис. 6 Эскиз колец и подвесок. Пергамент, чернила. Северная Италия, 2-ая половина XVIв.

14

Рис. 7 Крест из золота с рубинами и эмалью. Испания XVII в.

Вплоть до конца XIX века основным заказчиком ювелирных украшений была аристократия. Внешний облик ювелирных украшений определялся волей монарха и модой той эпохи.

Вторая половина XIX века для истории ювелирного дела ознаменована значительным научно-техническим прогрессом и первыми эпизодами производства украшений при помощи машин, а также распадом стилей на множество различных направлений. Для ювелирного искусства XX века характерно господство двух основных стилей: Ар Нуво и Ар Деко. После Второй мировой войны возникает авторское ювелирное искусство, формируется направление арт-дизайна украшений, как основного на сегодняшний день источника инноваций в классическом ювелирном деле.

Рубеж ХХ-ХХIвв. ознаменован внедрением в процесс проектирования компьютерных программ и технологий трехмерной печати, что усложнило конструкцию современных ювелирных украшений, определив их внешний облик.

Особенности современных ювелирных украшений таковы:

- разделение производства ювелирных украшений на эксклюзивное, мелкосерийное и массовое.

- проектирование украшений для разных целевых групп: по стоимости, по возрасту, по ситуации (повседневные, торжественные).

- украшения авторского эксклюзивного и мелкосерийного производства превалируют над массовым производством крупных компаний по популярности среди населения.

- наблюдается активное внедрение в процесс проектирования ювелирных украшений компьютерных технологий виртуального моделирования и трехмерной печати в воске, в пластике и даже в металле.

- также наблюдается тенденция к сочетанию компьютерного проектирования и ручного.

В наши дни ювелирные украшения могут быть как единичными, самостоятельными, могут составлять различные системы. Конструктивно, ювелирное украшение состоит из декоративной и функциональной частей. И если допустимые параметры функциональных деталей, шинок колец, замков подробно изложены в трудах по технологии ювелирного дела, то декоративная часть оказывается полностью «во власти» художника-ювелира.

Он формируется и определяется на основе законов композиции. Художник-ювелир работает с тремя основными видами композиции: фронтально-рельефной, объемной и кинетической (то есть, движущейся). Для каждого вида композиции характерна своя форма получения так называемого проектного изображения.

Украшения могут составлять системы разных типов. Всего известно четыре системы: единичное украшения, комплект, ансамбль и коллекция.

Комплектом принято считать небольшой набор украшений, 2-3 предмета, выполненных на основе единого элемента, к которому «подсоединяются» те или иные функциональные части: ушко, шин, швенза серьги и иные (рис. 8).

 

15

Рис. 8. Комплект украшений. Художник: Н. Нужин. 1981г.

Комплект разрабатывается на основе одного элемента, который может быть простым или сложным, состоящим из нескольких форм. На его основе и разрабатываются украшения комплекта. Они мало отличаются между собой, по общим пропорциям, за счет ритмики элемента, если речь идет, например, о комплекте: кольцо-серьги-браслет, допустима небольшая разница между украшениями комплекта за счет внутреннего заполнения без изменения формы силуэта.

Ансамбль (рис.9) как система украшений является одной из самых старинных. С течением времени количество украшений сокращалось, с 20 предметов до, максимум, 7.

Ансамбль разрабатывается на основе нескольких элементов. Они могут по-разному группироваться между собой, меняться по пропорциям, по своему внутреннему заполнению, образуя тем самым ассортиментные формы украшений, составляющих ансамбль.

 

16

Рис.9 Ансамбль украшений. Италия XIX в.

Коллекция ювелирных украшений – самая крупная из систем, с которыми работают ювелиры (рис. 12). Основной признак коллекции – сложная и конкретизированная структура.

Всего существует 4 вида коллекций украшений:

- авторская, структура которой определяется художником-ювелиром;

- перспективная, редкая, которая связана с новыми тенденциями моды или с внедрением новых технологий;

- базово-промышленная, разрабатываемая на основе перспективных тенденций моды, отраженных в авторских и перспективных коллекциях;

- или состоять из двух «блоков», чаще всего авторского и промышленного.

Композиционный поиск – важнейшая часть художественного проектирования ювелирного украшения. Главной особенностью ювелирного украшения является его сравнительно небольшие размеры, поэтому некоторые приемы композиции для их решения не подходят.

По своей природе, ювелирное украшение объемно. Поэтому для ювелирных изделий характерны: фронтально-рельефная, объемная и объемно-пространственная композиция. А с недавнего времени – кинетическая, или подвижная.

Также для процесса проработки композиции ювелирного изделия характерно разделение на композицию общей формы и композицию внутренней проработки.

Самым эмоциональным средством выразительности композиции является цвет и его сочетания. Однако, материалы, из которых изготавливаются украшения, не позволяют синтезировать цвета, а только сочетать между собой те, какими материал обладает от природы.

После того, как базовая композиция определена, наступает тот этап работы, когда происходит адаптация формы будущего ювелирного украшения к условиям современного ювелирного производства. Эту адаптацию условно можно назвать «стилизацией под технологию», то есть работу с учетом технических ограничений.

Творческая задумка художника-ювелира должна быть где-то обозначена, чтобы быть понятной не только автору, но и всем остальным. Для этого художник-ювелир рисует свое украшение на бумаге. Этот рисунок называется эскизом (рис. 10). Существует 3 вида эскизов:

- поисковой эскиз выполняется в виде наброска и служит формой первичной фиксации художественной идеи будущего ювелирного украшения;

- прикладной эскиз выполняется на основе поискового эскиза и служит основой для технических изображений будущего ювелирного изделия;

- демонстрационный эскиз создается для альбомов, плакатов; нередко в роли такого эскиза выступает прикладной эскиз, выполненный на высоком художественном и техническом уровне.

 

171819

Рис. 10 Эскизы ювелирных украшений: поисковой (а), прикладной (б) и демонстрационный (в).

 

Помимо эскизов ювелиры могут показывать свои идеи при помощи макетов, или объемных изображений своих украшений (рис. 11). Выполняться они могут из пластилина, но чаще всего их делают из специального, твердого воска, глины, или более дешевого металла, например, меди. В последнее время стало распространено компьютерное моделирование ювелирных украшений и других предметов, что вызывает у людей противоречивые чувства. Одни говорят, «засилье компьютерности» способно обезличить ювелирное изделие, лишить его индивидуальности, жизненности.

 

20

Рис. 11 Гипсовые макеты украшений. Франция. 1910-е гг.

Есть и те, кто считает иначе. Они также видят, что украшения, полученные с помощью компьютерной техники, отличаются от своих предшественников. Они более сложные и необычные относительно общепринятой ювелирной классики (рис. 12). И что формы создаются такие, какие практически невозможно ни нарисовать, ни слепить.

 

21

Рис. 12 Коллекция украшений из пластика, распечатанных на 3D-принтере.

Несмотря на то, что применение компьютерных программ рассматривается как средство виртуального макетирования и тиражирования, их внедрение позволяет авторам мыслить смелее при работе со сложными объемно-пространственными формами. Виртуальное моделирование открывает для ювелирного мира источник новых композиционных приемов, новой ритмики, не виданной прежде пластики. И все это найдет применение в классическом ювелирном искусстве и выведет его на новый уровень художественной выразительности.