Кипрская икона Божией Матери

Мария Смирнова

Киккская икона Божией Матери,Москва 1690/1691 г. Иконописец: Тихон Филатьев Первое упоминание о местности и о церкви, на месте которой выстроен каменный Никольский храм, относится к концу XV века. Дмитровский князь Юрий Васильевич, сын великого князя Василия Темного, в духовном завещании 1472 года, отказал эту землю вместе с монастырским двором своему брату Иоанну III1. В свою очередь великий князь Иван Васильевич в 1504 году передал эту территорию своему младшему сыну, старицкому князю Андрею. В грамоте указывается: «сыну своему Андрею даю на Москве за рекою слободку Колычевскую, да монастырь Рождество Пречистые на Голутвине». Известно, что святой благоверный князь Дмитрий Донской построил по обету в честь Куликовской победы несколько монастырей: среди них Успенский монастырь на Дубенке, Богоявленский монастырь в Старом Голутвине в Коломне и Стромынский Троицкий монастырь. В XV веке Богоявленский монастырь в Коломне всё более возвышался, укреплялась монашеская жизнь. Дмитровский князь Юрий Васильевич отдал в дар монастырю территорию в Москве под подворье. С этих пор данная местность стало называться Голутвиной слободой.

В деревянном Замоскворечье были неоднократны пожары, и, по всей видимости, первая Рождественская церковь сгорела, подворью Богоявленского Голутвина монастыря была выделена новая территория в Москве. С течением времени после великого Московского разорения в Смутное время местными купцами на месте прежней была выстроена новая приходская деревянная церковь Рождества Богородицы с пределом св. Параскевы Пятницы, впервые упоминаемая в 1625 году. Однако и эту церковь постигла та же участь, несмотря на то, что местные жители устраивали регулярные ночные караулы с тем, чтобы уберечь церковь от пожара. Следом была выстроена новая церковь Рождества Богородицы с пределом свт. Николая Чудотворца, точная дата постройки которой не установлена.

Начиная с 1687 года священник храма Сергий Варфоломеев из-за боязни пожаров и ветхости храма начал сбор пожертвований на строительство новой каменной церкви. Для нового храма один из его ктиторов - гостиный сотник, купец Афанасий Захарьев Гусятников. Будучи молодым он входил в делегацию, посланную царем Алексеем Михайловичем на остров Кипр для снятия копии с Киккской иконы Божией Матери для Успенского собора Московского Кремля, именно поэтому в качестве главной иконы иконостаса по его просьбе искусными царскими изографами Оружейной палаты была снята копия Киккской и для Голутвинской церкви. Современные искусствоведы приписывают эту икону кисти жалованному иконописцу Тихону Ивановичу Филатьеву. Начиная с 1675 года, вслед за своим отцом Иваном Филатьевым, он работал в царской иконописной мастерской и в последствие написал также остальные иконы главного иконостаса Рождественской церкви.

Благодаря стараниям священника постройка храма в Голутвине была произведена довольно быстро. В 1688 году Патриархом Иоакимом был освящен предел во имя святителя Николая Чудотворца. К несчастью, священник храма на следующий год скончался, что несколько затормозило строительство главного храма. Торжественное освящение Патриархом Адрианом состоялось лишь в 1692 году.

Как и раньше, в Голутвиной слободе регулярно происходили большие и малые пожары. В 1721 году из 112 дворов прихода уцелело лишь 70. Особенная угроза возникла в Великий Московский пожар 1737 года, во время которого пострадал Московский Кремль, 102 приходских церкви, 11 монастырей и 2527 дворов. Только отлитый для колокольни Ивана Великого Царь-колокол от сильного жара раскалился и треснул, так что от него отвалился кусок весом в 11,5 тонн. Почти половина Николо-Голутвинского прихода также стала жертвой пламени. Прихожане с духовенством вынесли Киккскую икону, и когда обнесли ее вокруг уцелевших зданий, пожар внезапно остановился, и, по воспоминаниям прихожан, «много домов было спасено милостью этой иконы». Случилось это на Духов день, 29 мая 1737 года. С тех самых пор образ Киккской Божией Матери из Николо-Голутвинского храма почитается Чудотворным, и повсеместно в России празднуется в Духов день, когда совершилось явленное чудо.

Когда в Москву вступили наполеоновские войска, город вновь был охвачен пламенем, горело все Замоскворечье, однако и на этот раз Голутвинская слобода чудесным образом не была охвачена пожаром. По воспоминаниям очевидцев, 4 сентября, в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимой Купины», пожар остановился прямо у ограды церкви святого страстотерпца Иоанна Воина, так что в том числе и Николо-Голутвинский храм благодаря заступничеству Царицы Небесной остался нетронутым пожаром.

Долгое время после закрытия храма в 1935 году ничего не было известно о судьбе Чудотворного образа Киккской Божией Матери. Одна из жительниц Замоскворечья, прихожанка церкви Григория Неокесарийского, в доме которой иногда останавливался после службы последний лишившийся своего прихода настоятель Голутвинского храма протоиерей Александр (Остроумов), вспомнила о том, что Чудотворный образ был торжественно перенесен в числе других святынь храма в соседнюю церковь свв. Иоакима и Анны. К сожалению, Якиманская церковь также вскоре была закрыта, а все иконы изъяты Музейным отделом народного образования (МОНО). Несмотря на все трудности времен лихолетья, чудотворная икона Киккской чудесным образом не пропала и не была вывезена заграницу, а сохранилась в запасниках Государственного Исторического музея, где была отреставрирована и описана искусствоведами. В период летних пожаров 2010 года родственница скончавшейся прихожанки церкви Григория Неокесарийского неожиданно вспомнила о Киккской Божией Матери из Голутвинского храма и выразила пожелание настоятелю написать икону для храма. Благодаря помощи специалистов искусствоведов выяснилось местонахождение Чудотворной иконы. В день Иверской иконы Божией в 2010 году игумен Сергий (Объедков) с разрешения директора Государственного Исторического музея побывал в хранилище и заказал фотографическую копию главной святыни Николо-Голутвинского храма. В неделю Торжества Православия была выполнена на холсте точная фотографическая копия с тем, чтобы прихожане храма имели возможность помолиться перед Ее Чудотворном образом. В последствии был сделан список иконы.

Собр. Гос. Грамм, и Дог., ч. 1, № 96, с. 233. 2 Собр, Гос. Грам и Дог.ч. 1, № 144, с. 394.