Храм святителя Николая в Голутвине

1882Храм, 1882 г.В рукописи Александровского в 1472 г. впервые

упоминается данная местность, когда Дмитровский князь

Юрий Васильевич (сын Василия Темного) завещал ее

своему брату Иоанну III.

Здесь находилось село и около него монастырь, свидетельство

о них находим в духовной грамоте

Иоанна III 1504 г.

По которой Иоанн Васильевич завещает сыну своему

Андрею Старицкому,

на Москве «за рекоую слободку Колычевскую, да монастырь Рождества Богородицы на Голутвине».

Этимология слова «Голутвино» не ясна, трактуется по разному. Связывают со словом «голядь» - одно из племен, обитавших по берегам Москвы-реки и Оки. По другой версии, здесь в конце XV в. существовал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы на Голутвине, упоминается и Голутвинский монастырский двор — т. е. подворье Коломенского голутвинского монастыря. Название, видимо, произошло от слова «голутва», что означает вырубку, просеку. В древности в этих местах шумели леса, которые расчищались под жилье — голутвы. В XVIII в. в этой местности находилась Голутвинская черная слобода, в которой на 1631 г. насчитывалось 77 дворов.

Центром слободы всегда был храм. Предшественник каменного храма — приходской, деревянный одноименный известен с 1625 г., а в 1679 г. строится новая церковь, построенная после пожара с приделом свт. Николая Чудотворца.

В те времена грозный враг города — частые пожары, которые уносили деревянные постройки. В 1686 г. строится каменная церковь усердием и заботами местного священника Сергия Варфоломеева. Спустя 2 года в 1688 г. Святейший Патриарх Иоаким освятил теплый придел свт. Николая. Главный храм Рождества Пресвятой Богородицы освящен — в 1692 г. Святейшим Патриархом Адрианом. Священник Сергий Варфоломеев преставился ко Господу в 1689 г., вероятно смерть повлияла на то, что главный храм освящен позднее придела.

В 1769 г. на средства прихожан была возведена каменная ограда и отдельностоящая трехярусная колокольня, завершенная шестигранным шатром со скошенными углами и небольшой главкой. Первая крупная перестройка церкви была предпринята в 1772 г. частично были переделаны трапезная с южным приделом свт. Николая и апсида храма, получившие декоративную отделку.

Не миновал храм французского разорения во время Отечественной войны 1812 г., вся наиболее ценная утварь была похищена неприятелем.

По благословению митрополита Московского свт. Филарета (Дроздова), на средства пожертвованные купцом Сергием Зубковым в 1823 г. устроен северный придел в честь иконы Божией Матери во образе Ея «Тихвинская» архитектором Ф.М. Шестаковым, декорированы стены придела и расширена трапезная. Тогда же на западном фасаде трапезной перед входом, был сооружен притвор. В последней четверти XIX в. церковь была теплой, стены расписаны под мрамор. В 1899 г. храм был обновлен. Архитектура храма типична, для московского, посадского.

В церковном доме располагалась Николо-Голутвинское церковно-приходское училище.

1895-1920Храм, 1895 г.19201-й Голутвинский пер., 1920 г.1930-1940Вид на Бабий городок от Крымского моста. В центре кадра – стадион им. Сталина на месте площадки Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года. На заднем плане церковь святого Николая в Голутвине, слева от нее - четырехэтажный дом над Бабьегородским рынком. Снимок сделан между 1930-1940 годами (направление съемки — северо-восток).

Церковь закрыта в 1923 г.; значительная часть изъятых икон передана в Государственную Третьяковскую галерею через МОНО (Московский отдел народного образования).

Крупная передача икон в Третьяковскую галерею состоялась в 1933 г. Согласно Каталогу древнерусской живописи Третьяковской галереи1 в галерее «недоставало некоторых звеньев для представления о всем многообразии живописи XVI-XVII вв. Эти звенья были восполнены передачей из... церкви Рождества Богородицы в Голутвине, 1933 г.».

Так в Третьяковскую галерею были переданы прежде принадлежавшие храму следующие иконы:

  1. Спас Вседержитель, 1691 г. работы Тихона Филатьева, с подписью в левом нижнем углу: «199 (т. е. 1691) году написал иконописец Тихон Иванов Сын Филатев сей святый образ и все святыя кионы сей церкви Рождества Богородицы;

  2. Иоанн Богослов, 1691 г., работы Т. Филатьева.

  3. Иконостас церкви Рождества Богородицы в Голутвине, около 1691 г., работы Т. Филатьева с другими неизвестными царскими изографами:

    • чин деисусный в рост — Павел и Матфей, Петр и Иоанн, Андрей и Лука, Марк и Симеон, Варфоломей, Иаков, Филипп, Фома;

    • чин пророческий в рост — Давид, Соломон, Варух, Моисией, Аарон и Исайя, Даниил и Осия, Захария и Илия;

    • чин праотеческий — Авель, Адам, Енох, Иаков, Исаак, Мелхиседек, Ной, Сиф.

В музей «Новодевичий монастырь» поступила в 1930-е годы из церкви Николы в Голутвине:

Икона «Благовещение» конца XVII в. работы Тихона Филатьева.

Почитаемые иконы: местночтимый образ свт. Николая, где находится ныне неизвестно, а икона Божией Матери во образе Ея «Кипрская» (во время пожара икону обнесли вокруг храма и пожар был прекращен), находится в фондах Исторического музея.

После закрытия храм обезглавили. В 1930-е гг. разобрали колокольню, в 1960-1970-е гг. снесены дом причта и ограда с воротами. Внутри в 80-е годы в храме располагалась кафедра разведочного бурения Геологоразведочного института. Использовали храм и как склад строительных материалов.

1960-1967Храм, 1960-1967 гг.1978Храм, 1978 г.1982Храм, 1982 г.

1982 2Храм, 1982 г.1982 3Храм, 1982 г. 1990Храм, 1990 г.

После передачи храма Государственной Третьяковской галерее намечено было провести ремонтно-реставрационные работы по восстановлению здания храма. В 1990 г. работы по храм вел реставрационный участок № 2 МСНРПМ-3. Работы велись под руководством А.С. Матросова, Г.И. Муравина, Н.А. Бодянского по проекту архитектора Е.В. Степановой.

В ходе реставрационных работы на четверике храма была восстановлена горка кокошника. Четверик завершен глухим пятиглавием, на шейках глав декоративный мотив в виде аркатурного пояса, барабаны подняты на постаменты. Особенность глав — они покрыты цветным керамическим лемехом.

Объем четверика опоясывает профилированный венчающий карниз. А также четверик украшен угловыми полуколонками, килевидными оконными наличниками. На трехчастной апсиде храма сохранен барочный декор с характерными для второй половины XVIII в. «ушастыми» наличниками на окнах, завершенными накладными панелями с сандриками. Такие же обрамления имеет и южный придел трапезной, однако его скругленная апсида, не подвергавшаяся перестройке, сохранила первоначальные килевидные наличники. Пятиглавие было восстановлено без крестов, воссоздание колокольни предусмотрено не было.

В 1992 г. Храм был возвращен Русской Православной Церкви, с этого времени в нем начинается богослужение. 1993-1995 гг. на средства Правительства Москвы были продолжены реставрационно-восстановительнные работы, в результате которых был полностью восстановлен храм, воссоздана прежде разрушенные колокольня, дом причта и церковная ограда. Все иконы для трех иконостасов были написаны иконописцами — прихожанами храма.

1990 2Храм, 1990 г.1995 Освящение храма, 1995 г.hram fasadХрам, современный вид.

Главный престол освящен ныне покойным Святейшим Патриархом Алексием II 4 марта 1995 г.

С 1992 г. по 2010 г. настоятелем храма был игумен (сейчас архимандрит) Сергий (Объедков).

27 декабря 2010 г. указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятелем храма назначен прот. Игорь Зуев. 25 апреля 2012 г. при храме учреждено Китайское Подворье Патриарха Московского и всея Руси.

1 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1962